Виртуальные технологии в профессиональной подготовке студентов-спортсменов: оценка функциональных показателей и компетенций

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.П. Шмакова1
Кандидат биологических наук, доцент Л.А. Белозерова1
В.В. Солтис1

1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск

Цель исследования – изучить функциональные показатели сердечно-сосудистой системы и дыхания студентов, имеющих массовые спортивные разряды, при прохождении VR-сценария оценки компетенций с эмоционально-напряженной ситуацией.
Методика и организация исследования. В научном эксперименте участвовали 30 студентов факультета физической культуры и спорта педагогического вуза, имеющих массовые спортивные разряды. Контрольную группу составили 33 студента вуза, не занимающиеся регулярно спортом. У испытуемых в покое, при инструктаже и в ходе прохождения сценария в VR-очках были оценены частота сердечных сокращений, артериальное давление, пульсовое давление, вегетативный индекс Кердо, коэффициент выносливости, индекс функциональных изменений, тип саморегуляции кровообращения, частота дыхания, индекс Хильдебрандта. Исследование проводилось с помощью «Виртуального педагогического симулятора Tut360», содержащего эмоционально-напряженные педагогические сценарии («Пожар в школе»). При этом автоматически оценивалась сформированность психолого-педагогических компетенций (УК-3, УК-8, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6, ПК-1).
Результаты исследования и выводы. В группе студентов, систематически занимающихся спортом, установлены более низкие показатели частоты сердечных сокращений, артериального давления, индекса Кердо, типа саморегуляции кровообращения и индекса Хильдебрандта на всех этапах исследования, по сравнению с контрольной группой. Более выраженные изменения показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем (не всегда значимые) у студентов-спортсменов выявлены на этапе знакомства с инструкцией, а у нетренированных студентов – на этапе прохождения сценария. Сформированность психолого-педагогических компетенций по итогам прохождения сценария у студентов двух групп отмечена примерно на одном уровне. Полагаем, применение VR-технологий в процессе профессиональной подготовки студентов разных специальностей позволит психологически подготовиться к выполнению реальных профессиональных задач и повысить эффективность образовательного процесса.

Ключевые слова: виртуальный педагогический симулятор, VR-технологии, стресс, функциональные показатели, психолого-педагогические компетенции, студенты-спортсмены массовых разрядов.

Литература

  1. Иванов С.А. Количественная оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы / С.А. Иванов, Е.В. Невзорова, А.В. Гулин // Вестник российских университетов. Математика. – 2017. – Т. 22. – № 6 (2). – С. 1535-1540.
  2. Мальцева А.П. Проблемы разработки и использования VR-симуляторов в системе подготовки учителей / А.П. Мальцева, Н.М. Касаткина, В.В. Солтис // Поволжский педагогический поиск. – 2022. – № 2 (40). – С. 78-86.
  3. Мельник С.Н. Особенности показателей сердечно-сосудистой системы студентов с различными типами саморегуляции кровообращения / С.Н. Мельник, В.В. Мельник // Проблемы здоровья и экологии. – 2019. – № 2 (60).– С. 80-85.
  4. Павленкович С.С. Методы оценки функционального состояния организма спортсменов: учебное пособие для студентов Института физической культуры и спорта / С.С. Павленкович. – Саратов, 2019. – 60 с.
  5. Сиваченко И.Б. Стрессоустойчивость мужчин 20-30 лет с различным уровнем физической активности / И.Б. Сиваченко, Д.С. Медведев, А.Е. Ловягина // Вестник спортивной науки. – 2019. – № 4. – С. 55-58.
  6. Шабанов Е.В. Программа для ЭВМ «Виртуальный педагогический симулятор «Tut360» v1.0» / Е.В. Шабанов, А.П. Шмакова, И.О. Петрищев, М.В. Моиссева // Свидетельство о государственной регистрации № 2023664095 (дата регистрации 29.06.2023 г.).
  7. Belozerova L.A., Bragina E.A., Semenova I.A., Semikasheva I.A. Self-control and stress-coping strategies in sports. Theory and Practice of Physical Culture. 2018. No. 3. р. 5.