Олимпийский дискурс зарубежных азбук

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор О.Д. Федотова
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Цель исследования – определение перечня и качественного своеобразия представления летних и зимних видов спорта при введении букв с помощью дидактических иллюстраций.
Методика и организация исследования. На основе контент-анализа содержания 92 зарубежных азбук, изданных в 30 странах, показано, что составители при выборе изображений видов спорта или его атрибутов руководствуются их узнаваемостью детьми, активно используют детские образы и образы животных, а также коммуникативный потенциал юмора и иронии, приемы антроморфизации, метафоризации, персонификации.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что в летних видах олимпийского спорта чаще всего используются дидактические иллюстрации, обращенные к футболу, теннису, баскетболу, конному спорту, плаванию, тяжелой атлетике, парусному спорту и регби. Зимние виды олимпийского спорта представлены коньковыми и лыжными видами спорта. Доминируют хоккей и прыжки с трамплина. Формулируется вывод о том, что расширение перечня предметов и визуализация процессов, характеризующих физическое воспитание и спорт, в учебных книгах для обучающихся различных типологических групп может стать одним из каналов популяризации физической культуры и ее ценностных оснований.

Ключевые слова: олимпизм, спорт, ценности, виды спорта, контент-анализ, обучение чтению, азбука, дидактическая иллюстрация.

Литература

  1. Лубышева Л.И. Олимпийские игры-2022 как фактор развития зимних видов спорта в России / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 2. – С. 103.
  2. Столяров В.И. Концепция современного олимпизма: идеи Кубертена и современные интерпретации / В.И. Столяров // Вестник Российского международного Олимпийского Университета. – 2013. – № 2-3 (7-8). – С. 82 - 95.
  3. Bayer E., Kuryanov N., Grigoryan N., Grishina A.В. Realization of integrative technologies of physical culture and sports in the institutions of state support of childhood of Russia. E3S Web of Conferences. 8. series. "Innovative Technologies in Science and Education, ITSE 2020" 2020. p. 18007.
  4. Fedotova O.D., Latun V.V., Okuneva I.A. Features of use of the structural components of a creolized text in an ABC-book: trends to conceptual inversionю. EDULEARN17 Proceedings. 2017. pp. 5269-5273.