Формирование социокультурной идентичности студентов спортивных направлений подготовки в условиях студенческих сообществ в аспекте социологического анализа

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.Ю. Иванова1
Кандидат педагогических наук, доцент М.Е. Беломестнова2
Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Евтушенко1
Кандидат биологических наук, доцент Б.А. Артеменко1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск
2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Цель исследования – проанализировать состояние и возможные пути решения проблемы формирования социокультурной идентичности студентов спортивных направлений подготовки в педагогических и непедагогических университетах в процессе организации и деятельности студенческих сообществ.
Методика и организация исследования. Проведен анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы в разных контекстах, также был произведен сбор и анализ данных на онлайн-платформе с применением в качестве инструмента исследования разработанной авторами анкеты.
Результаты исследования и выводы. Собраны данные о направлениях деятельности, включенности студентов высших учебных заведений спортивной направленности педагогического и непедагогического профилей обучения к организации и включению их в различные сообщества и объединения, о влиянии данных групп на формирование социокультурной идентичности, ценностей и норм будущего профессионального сообщества, дальнейшего самоопределения и самоактуализации в профессии. Результаты исследования показывают распространенность негативных трендов в студенческой среде, недостаточную организацию и включенность студентов в деятельность студенческих сообществ и объединений.

Ключевые слова: идентичность, социокультурная идентичность студентов, высшее образование, студенческие сообщества.

Финансирование: Статья выполнена при поддержке Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева в рамках выполнения НИР по теме «Формирование социокультурной идентичности студентов педагогического вуза в условиях цифровой трансформации общества: интерфейс культурных, личностных и социально-когнитивных процессов» (рег. № МК-34-2023/2 от 04.05.2023 г.).

Литература

  1. Бисерова Г.К. Педагогические условия формирования основ субъектной идентичности курсанта средней специальной школы милиции: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.К. Бисерова. – Киров, 2007. – 24 с.
  2. Гучетль А.Р. Социокультурная идентичность обучающейся молодежи (на примере среднего профессионального образования Республики Адыгея): автореф. дис. … канд. социол. наук / А.Р. Гучетль. – Майкоп, 2007. – 27 с.
  3. Лисенкова А.А. Формирование и репрезентация социокультурной идентичности российской городской молодежи в пространстве социальных медиа: автореф. дис. … докт. культурологии  / А.А. Лисенкова. – СПб., 2021 – 45 с.
  4. Микерина Т.В. Информационная культура и кризис социокультурной идентичности в условиях глобализации (социально-философский анализ): автореф. дис. … канд. философ. наук / Т.В. Микерина. – СПб., 2010. – 24 с.
  5. Червинская С.А. Управленческое воздействие вуза на процесс формирования социокультурной идентичности личности студента: автореф. дис. … канд. социол. наук / С.А. Червинская. – Орел, 2007. – 27 с.
  6. Belomestnova M.E., Ivanova I.Yu. Building professional competence of future humanities specialists at university. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. 2021. pp. 1955-1962.
  7. Benjamin D., Choi J., Strickland A. Social identity and preferences. American Economic Review, 2010. Vol. 100(4). pp. 1913-1928.
  8. Chakravarty, M. Fonseca Discrimination via exclusion: An experiment on group identity and club goods. Journal of Public Economic Theory, 2017. Vol. 19(1). pp. 244-263.
  9. Hackel L., Coppin G., Wohl M., Van Bavel J. From groups to grits: Social identity shapes evaluations of food pleasantness. Journal of Experimental Social Psychology, 2018. Vol. 74. pp. 270-280.
  10. Haslam S.A., C. Haslam, Cruwys T., Jetten J., Bentley S.V., Fong P., Steffens N.K. Social identity makes group-based social connection possible: Implications for loneliness and mental health. Current Opinion in Psychology, 2022. Vol. 43. pp. 161-165.
  11. Haslam S.A., Jetten J., Maskor M., McMillan B., Bentley S.V., Steffens N.K., Johnston S. Developing high-reliability organisations: A social identity model. Safety Science, 2022. Vol. 153. p. 105814.
  12. Tajfel H., Billig M.G., Bundy R.P., Flament C. Social categorization and intergroup behavior. European Journal of Social Psychology, 1971. Vol. 1(2). pp. 149-178.
  13. Wohl M.J.A., Stefaniak A., Smeekes A. Collective nostalgia as a balm for the distressed social identity. Current Opinion in Psychology, 2023. Vol. 49. p. 101542.