Методика совершенствования специальных координационных способностей игроков в настольный теннис

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Г.В. Барчукова1
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Лаптев1
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования – разработать методику совершенствования специальных координационных способностей, направленную на повышение точности ударных действий игроков в настольный теннис на учебно-тренировочном этапе подготовки.
Методика и организация исследования. В состав методики были включены приемы варьирования упражнений для поддержания новизны и повышения координационной сложности: изменение темпа, ритма и скорости выполняемых движений; выполнение движений зеркально, игра разными руками; использование дополнительных двигательных действий, в том числе различных для рук и ног, повышающих координационную сложность упражнения; использование заранее неизвестных элементов в уже освоенном действии; применение необычных исходных положений; использование непривычного инвентаря, изменяющего параметры полета и отскока мяча; частичное ограничение или отключение зрительного, слухового, тактильного анализаторов.
Результаты исследования и выводы. В результате использования методики улучшилось статическое равновесие, приростов при пробе Ромберга и тесте «Мишень» составил 12,4% и 13,7%. В процессе педагогического эксперимента по тестовым заданиям «Накат слева» и «Восьмерка» точность попадания увеличилась на 2,14 раза и 2,36 раза, соответственно, а процент прироста составил 15,2% и 16,0% (р<0,05). Авторами делается вывод о том, что структурированность, конкретность и широкий набор средств по развитию специальных координационных способностей в настольном теннисе повышает ценность разработанной методики и позволяет осуществлять ее включение на тренировочном этапе спортивной подготовки, с учетом индивидуальных особенностей теннисистов.

Ключевые слова: настольный теннис, координация, равновесие, точность ударных действий, тренировочный этап, стабилометрия.

Литература

  1. Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Барчукова, В.М. Богушас, О.В. Матыцин; под ред. Г.В. Барчуковой. – М.: Академия, 2006. – 528 с.
  2. Барчукова Г.В. Влияние равновесия на эффективность игры в настольный теннис / Г.В. Барчукова, Е.Д. Мишутин, А.И. Лаптев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 4 (182). – С. 41-45.
  3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. – М.: ТВТ Дивизион, 2017. – 328 с.
  4. Городничев Р.М. Физиологические основы координационных способностей спортсменов: учебное пособие / Р.М. Городничев. – Великие Луки: [б.и.], 1991. – 28 с.
  5. Иссурин В.Б. Координационные способности спортсменов / В.Б. Иссурин, В.И. Лях. – М.: Спорт, 2019. – 208 с.
  6. Касимова Н.Р. Развитие координационных способностей в настольном теннисе посредством совершенствования методов физического воспитания / Н.Р. Касимова // Вопросы педагогики. – 2018. – № 4-1. – С. 94-98.
  7. Asuman S., Alparslan Erman K. The Effect of the Tennis Technical Training on Coordination Characterictics. The Open Sports Medicine Journal. 2009. No. 3. pp. 59-65.
  8. Faber I.R. et al. Developing a tool to assess technical skills in talented youth table tennis players - a multi-method approach combining professional and scientific literature and coaches’ perspectives. Sports Medicine-Open. 2021. Vol. 7. No. 1. pp. 1-24.