Роль социальной поддержки семьи в формировании мотивации к увеличению физической активности детей школьного возраста

ˑ: 

Д.Н. Пухов1
Кандидат экономических наук А.В. Царева1
А.В. Малинин1
1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявление факторов влияния семьи, способствующих повышению уровня физической активности учащихся подростков возрастной группы 15 лет.
Методика и организация исследования. Эксперимент основан на данных анкетного опроса школьников обоих полов возрастной группы 15 лет, проведенного в 2022 г. с использованием методологии международного проекта Health Behaviour in School-aged Children (HBSC). Для проведения исследования сотрудниками ФГБУ СПбНИИФК был разработан специальный веб-сервис, позволяющий осуществлять процедуру опроса, а также обрабатывать и анализировать полученные результаты с использованием облачной базы данных. В рамках исследования анализировались ответы на вопросы относительно объема физической активности школьников в течение недели, а также их субъективные оценки вовлеченности семьи в различные виды совместной активности. Для оценки уровня достоверности различий использовался критерий χ2.
Результаты исследования и выводы. Полученные данные позволили выявить виды совместной семейной деятельности, участие в которых оказывает влияние на уровень физической активности 15-летних школьников. На основании сравнения групп минимальной и максимальной вовлеченности в занятия физической активностью были выявлены наиболее влиятельные факторы воздействия на уровень физической активности, различия в воздействии данных факторов у мальчиков и девочек, а также факторы, не оказывающие прямого воздействия. Для девочек наиболее влиятельными факторами оказались возможности укрепления семейной солидарности. Для мальчиков значимыми оказались факторы целенаправленной физически активной деятельности в семье: участие в играх и совместный спорт. Наибольшее воздействие на обе группы оказывают совместные семейные занятия спортом и участие в некомпьютерных играх.

Ключевые слова: физическая активность, дети школьного возраста, вовлеченность в занятия физической культурой и спортом, взаимоотношения в семье.

Литература

  1. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. – Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – С. 66-86.
  2. Inchley J., Currie D., Budisavljevic S., Torsheim T., Jastad A., Cosma A. et al. V tsentre vnimaniya zdorovye i blagopoluchiye podrostkov. Rezultaty issledovaniya «Povedeniye detey shkolnogo vozrasta v otnoshenii zdorovya» (HBSC) 2017/2018 gg. v Yevrope i Kanade [Focus on adolescent health and well-being. Results of the Health Behavior in School-aged Children (HBSC) survey 2017/2018 in Europe and Canada]. Mezhdunarodnyy otchet. Vol. 1. Osnovnyye rezultaty. Copenhagen: Yevropeyskoye regionalnoye byuro VOZ publ., 2020. p. 8.