Совершенствование спортивно-технического мастерства юных дзюдоистов на основе учета психофизиологических показателей

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Тхазеплова1
Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Тхазеплов1
Аспирант А.Т. Бурдухи1
1Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик

Цель исследования – экспериментальное обоснование методики совершенствования базовой технической подготовленности юных дзюдоистов на основе учета психологических и физиологических показателей спортсменов.
Методика и организация исследования. Поэтапная эмпирическая работа по формированию технико-тактической деятельности юных дзюдоистов осуществлялась в естественных условиях работы базы ГКУ КБР «СШОР по дзюдо им. С.Х. Нирова», обеспечивших их реализацию в управлении процессом спортивной подготовки на основе психофизиологических показателей. Осуществлялись: анализ и обобщение программного материала по технологии формирования базовой техники на основе применения новых комплексов упражнений на разных этапах спортивной подготовки борцов, оценка реакции ССС на нагрузку занимающихся, педагогическое тестирование дзюдоистов НП – 2-го года обучения, УТГ – 4-го и 6-го годов обучения, применение цифровых видеозаписей в тренировочном процессе с последующей оценкой точности исполнения технического действия в соответствии со Шкалой оценки.
Результаты исследования и выводы. Применение комплекса упражнений определенной направленности на основе учета психологических и физиологических показателей юных спортсменов способствует повышению уровня развития двигательных качеств и разнообразию технической подготовленности борцов, выраженной навыками практической борьбы. Результаты тестирования бросков в ЭГ достоверно выше (р<0,05), чем в КГ. Рекомендовано изучать и совершенствовать разнообразные технические действия не только на этапе базовой подготовки, но и продолжать этот процесс на последующих этапах спортивного совершенствования, что позволит через постоянные повторения пройденного материала сохранить необходимый арсенал борцовских приемов юным дзюдоистам в их дальнейшей спортивной карьере.

Ключевые слова: дзюдо, методика обучения, техническая подготовка, комплекс упражнений.

Использованная литература

  1. Акопян А.О. Дзюдо: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.О. Акопян и др. – М.: Советский спорт, 2003.
  2. Вершинин М.А. Характеристика оценочных показателей техники бросков у различного контингента дзюдоистов под влиянием фактора «утомление» / М.А. Вершинин, Д.Л. Новиков // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12 (ч. 4) – С. 831-834.
  3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного само­определения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 43-52.
  4. Ерегина С.В. Комплексная оценка физической подготовленности дзюдоистов / С.В. Ерегина, К.Н. Тарасенко // Детский тренер. – 2007. – № 2. – С. 32-40.