Психоэмоциональное и физическое состояние участников спортивно-массового мероприятия по лыжным гонкам

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Пащенко1
Л.А. Волков1
О.А. Чуенко1

1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Цель исследования – оценка изменения психоэмоционального состояния (самочувствия, активности, настроения) молодежи, участвующей в соревнованиях по лыжным гонкам, а также выявление параметров физической нагрузки и физического состояния участников лыжной гонки с различным эмоциональным откликом на участие в спортивно-массовом мероприятии.
Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие молодые люди в возрасте 18-20 лет (n=20), участвовавшие в массовых соревнованиях по лыжным гонкам. Оценка психоэмоционального состояния осуществлялась с использованием опросника «Самочувствие. Активность. Настроение»; индивидуальные параметры нагрузки во время лыжной гонки и реакция сердечно-сосудистой системы изучались с помощью «Garmin Forerunner»; физическое состояние – с использованием АПК «Омега-Спорт».
Результаты исследования и выводы. Выделены две группы участников лыжной гонки – с положительным и отрицательным эмоциональным откликом на участие в соревновании. У соревнующихся, эмоционально отрицательно отреагировавших на выполнение соревновательной нагрузки, наблюдается достоверное снижение показателя «Самочувствие». У участников лыжной гонки, чье настроение улучшилось по ее окончании, отмечалось оптимальное функционирование организма в состоянии покоя, а также достоверно (р<0,05) высокие показатели физического состояния: тренированности, энергетического обеспечения, «спортивной формы». Проведенное исследование позволило выявить одну из причин недостаточной активности молодежи в спортивно-массовых мероприятиях: опыт участия в состоянии напряженного функционирования организма приводит к появлению отрицательных эмоций, которые в дальнейшем могут стать барьером к воспроизведению соревновательного опыта, что требует поиска соревновательных практик, удовлетворяющих возможностям соревнующихся и содействующих получению положительных эмоций.

Ключевые слова: эмоциональное реагирование, соревнование, молодежь, самочувствие, активность, настроение, вегетативная регуляция.

References

  1. Verkhoturova N.Yu. Emotsionalnoye reagirovaniye: funktsii, komponenty, kharakteristiki, problemy i perspektivy issledovaniya [Emotional response: functions, components, characteristics, problems and prospects of research]. Vestnik RUDN. Seriya Psikhologiya i pedagogika. 2012. No. 1. pp. 94-99
  2. Gaga V.A., Yaroslavtseva E.N. Problemy sravneniya rezultatov deyatelnosti subyektov v sistemakh formalizovannogo emotsionalnogo menedzhmenta (SFEM) [Problems of comparison of results of activity of subjects in systems of formalized emotional management (SFEM)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. 2009. No. 2 (6). pp. 15-19.
  3. Galeev A.R., Pashchenko L.G. Emotsionalnoye reagirovaniye i motivatsiya studentov vuza k vypolneniyu norm GTO [Emotional response and motivation of university students to fulfill the GTO norms]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 12. pp. 38-40.
  4. Krasnikova O.S., Pashchenko L.G., Davydova S.A. Aktivizatsiya fizicheskoy aktivnosti studentov vuza putem sovershenstvovaniya sistemy massovogo studencheskogo sporta [Activation of physical activity of university students by improving the system of mass student sports]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 8. pp. 36-38.
  5. Peshkova N.V., Lubysheva L.I. Priobshcheniye studencheskoy molodezhi k sorevnovatelnoy deyatelnosti s pozitsii golograficheskogo podkhoda [Involvement of student youth in competitive activity from the standpoint of a holographic approach].Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2015. No. 12. pp. 84-86.
  6. Pokhachevsky A.L., Donskov D.A., Ankudinov N.V., Bodko S.P., Seisebaev V.K. Vliyaniye psikhoemotsionalnogo sostoyaniya i neyrogumoralnoy regulyatsii na perenosimost fizicheskoy nagruzki [Influence of psychoemotional state and neurohumoral regulation on exercise tolerance]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 8 (162). pp. 250-254.