Ретроспективное и актуальное отношение тренеров к спортивному психологу

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Е.Е. Хвацкая1
Кандидат психологических наук О.В. Коршунова1
А.В. Фациевич-Слинченко1
Е.В. Брынцева1
О.И. Юзова1

1Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявить отношение тренеров к деятельности спортивного психолога в контексте психологического сопровождения спортивного резерва, а также актуальный «запрос» тренеров к повышению психологической компетентности.
Методика и организация исследования. Проведен опрос в форме анкетирования, в котором приняли участие тренеры по различным видам спорта Северо-Запада России (г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, г. Мурманск, г. Архангельск, г. Вологда): ретроспективно в 2016 году – 222 (130 мужчин и 92 женщины, средний возраст – 37 лет, средний стаж – 16, 5 лет), актуально в 2022 году – 143 (75 мужчин и 68 женщин, средний возраст – 41 год, средний стаж – 18 лет). В оценке предпочтений тем для повышения психологической компетентности приняло участие 64 тренера (2022, 2023 года). Для оценки достоверности различий применен критерий Фишера.
Результаты исследования и выводы. Сохраняется тенденция неоднозначного отношения тренеров к деятельности спортивного психолога. Более трети тренеров (2022 год) готовы обратиться к психологу самостоятельно для работы со спортсменом (командой) и практически все готовы порекомендовать родителям и спортсменам в случае необходимости обратиться к данному специалисту. Ретроспективно и актуально положительное отношение тренеров к спортивному психологу связано с конструктивным опытом взаимодействия, в том числе через повышение психологической компетентности с помощью данного специалиста, а также с действенной помощью спортсменам (команде) через обращение родителей к психологу с согласия (по рекомендации) тренера.

Ключевые слова: отношение тренеров к деятельности психолога, фактор (условие) психологического сопровождения спортивного резерва, психологическая компетентность тренера.

Литература

  1. Сальников В. А.  Психологические факторы успешности в спортивной деятельности: монография / В. А.  Сальников, Г. Д.  Бабушкин, И. Ф.  Андрущишин и др. – Омск: СибАДИ, 2020. – С. 261–324.
  2. Хвацкая Е.Е. Психологическое сопровождение спортивного резерва / Е.Е. Хвацкая, В.С. Полканова, Л.К. Серова, В.Г. Федоров // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 6. – С. 48 – 50.