Компоненты педагогической модели развития координационных способностей обучающихся 7-10 лет в специальной коррекционной и общеобразовательной школах

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор С.М Ахметов1
Доктор медицинских наук, профессор Г.Д. Алексанянц1
Кандидат биологических наук, доцент О.А. Медведева1
А.В. Волков2
Е.Г. Селихова2

1Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар
2Гимназия № 18 имени Героя Советского Союза Анатолия Березового, Краснодар

Цель исследования – разработка педагогической модели (структурных компонентов) процесса развития координационных способностей детей 7-10 лет в специальной коррекционной и общеобразовательной школах на основе их психофизиологических параметров.
Методика и организация исследования. Исследование выполняли на базах: лаборатории кафедры анатомии и спортивной медицины Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма», МАОУ гимназии №18, МАОУ школы №63 и специальной коррекционной школы – интерната г. Краснодара. В обследовании участвовали 311 здоровых младших школьников 7-10 лет (мальчиков – 149, девочек – 162) и 96 (мальчиков – 49, девочек – 47), страдающих сенсоневральной тугоухостью (III-IV степень) сверстников. Для реализации сформулированной цели определяли психофизиологические параметры у наблюдаемых детей. Также использовали: анализ научной литературы, педагогическое тестирование, моделирование (логическое), проектирование. Обучающиеся принимали участие на добровольной основе, получены информированные согласия от родителей и представителей детей.
Результаты исследования и выводы. Предлагаемая педагогическая модель развития координационных способностей обучающихся в специальной коррекционной и общеобразовательной школах с учетом психофизиологических показателей реализует базовые целевые установки, их решение, обес­печивая прогнозируемые улучшения физических качеств детей 7-10 лет.

Ключевые слова: обучающиеся дети 7-10 лет, компоненты педагогической модели, координационные способности, слуховая депривация.

Литература

  1. Васенин Г.А. Нормированные параметры недельного двигательного режима учащихся, готовящихся к сдаче норм ГТО III-IV ступени / Г.А. Васенин, Г.Н. Германов, И.В. Машонина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 2 (120). – С. 26-31.
  2. Виленская Т.Е. Использование принципа превентивного комплексирования педагогических и медико-биологических средств и методов обеспечения безопасности в процессе физического воспитания младших школьников / Т.Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 3. – С. 2-6.
  3. Добрин А.В. Особенности вариабельности кардиоритма как показатель адекватности двигательного режима в процессе занятий физической культурой детей 7-8 лет / А.В. Добрин // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 8. – С. 28-30.
  4. Кайгородова Н.З. Исследование психофизиологических и морфофункциональных особенностей учащихся, находящихся на разных этапах адаптации к начальной и средней школе / Н.З. Кайгородова // Валеология. – 2002. – № 3. – С. 97-101.
  5. Литвинов Е.В. Программа по физическому воспитанию / Е.В. Литвинов // Спорт в школе. – 2006. – № 22. – С. 3-4.
  6. Матвеев А.П. Самостоятельные занятия младших школьников по физической культуре как дополнительная форма освоения основ программного материала / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.А. Михайлов // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 5. – С. 56-58.
  7. Селихова Е.Г. Психофизиологические показатели детей 7-10 лет в начале учебного года образовательного учреждения / Е.Г. Селихова, Г.Д. Алексанянц, О.А. Медведева // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2020. – № 2. – С. 17-25.
  8. Пахомова Л.Е. Влияние физической активности на состояние здоровья и индивидуальное качество жизни школьников / Л.Е. Пахомова, О.В. Петренко, В.К. Климова, Т.А. Миронова // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 7. – С. 45-47.