Жизнестойкость как базовое качество формирования спортсменов (на примере училища олимпийского резерва)

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Е.А. Байер1
Аспирант О.А. Гончар1
1Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Цель исследования – теоретическое и экспериментальное обоснование необходимости формирования жизнестойкости как базового качества личности спортсменов в условиях училища олимпийского резерва.
Методика и организация исследования. Корреляционный анализ особенностей жизнестойкости, базисных убеждений и мотивов занятий спортом у обучающихся училища олимпийского резерва проведен с использованием теста жизнестойкости С. Мадди (адаптирован Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой). Выборку исследования составили более 100 обучающихся: две учебные группы 1-го курса и две учебные группы 3-го года обучения ГБПОУ РО «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» (далее – ГБПОУ РО «РОУОР»).
Результаты исследования и выводы. Доказано, что обучение в училище олимпийского резерва при условии научно-методического моделирования образовательного процесса может выступить формирующей средой личности спортсмена, базовым качеством которой выступает жизнестойкость.

Ключевые слова: жизнестойкость, спортсмен, физическое воспитание, базисные убеждения, личностные характеристики успешной личности, жизнетворчество, спортивный стиль жизни, ценностные установки современного спортсмена, стрессоустойчивость, училище олимпийского резерва, формирующая среда.

Литература

  1. Байер Е.А. Профессионально-значимые личностные качества наставника-волонтера в социализации детей-сирот / Е.А. Байер, С.И. Аваков // Вестник педагогических наук. – 2020. – № 2. – С. 4-9.
  2. Гусаков М.А. Особенности организации образовательной и спортивной деятельности обучающихся в училище олимпийского резерва / М.А. Гусаков, С.С. Филиппов // Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 5. – С. 17-22.
  3. Джалилов Д.Ш. Модель формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома / Д.Ш. Джалилов // Молодой ученый. – 2019. – № 50 (288). – С. 450-455. – URL: https://moluch.ru/archive/288/65066/
  4. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 352 с.
  5. Молчанова Е.В. Жизнестойкость, базисные убеждения и мотивация спортсменов контактных и неконтактных видов спорта / Е.В. Молчанова // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – Т. 8. – № 2. – С. 69-85. http://ej.soc-journal.ru
  6. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости / М.А. Одинцова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. – 296 с.
  7. Фассахова Т.А. Жизнестойкость и произвольная саморегуляция как личностный ресурс повышения конкурентоспособности спортсменов / Т.А. Фассахова, Д.Н. Мираев // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2016. – Т. 1. – № 1. – С. 226–229.
  8. Чигишев Е.А. Модели и методология теоретизации и формирования успешности личности студента училища олимпийского резерва в спорте, науке, образовании / Е.А. Чигишев, Н.А. Козырев, О.А. Козырева // Вестник Удмуртского университета / Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т. 29. – вып. 2. – С. 226-234.