Формирование психологического благополучия студентов института физической культуры в процессе освоения курса «Основы традиционной китайской спортивной культуры»

ˑ: 

Аспирант Юй Ицун1
Кандидат психологических наук, доцент Л.Н. Рогалева1
Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Ямалетдинова1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Буркова1
1Уральский федеральный университет, Екатеринбург
2Гуманитарный университет, Екатеринбург

Цель исследования – разработка курса «Основы традиционной китайской спортивной культуры» и оценка его эффективности в повышении психологического благополучия студентов института физической культуры.
Методика и организация исследования. В эксперименте участвовали 152 бакалавра института физической культуры Уральского федерального университета, г. Екатеринбург. В качестве метода исследования использовалась методика К. Рифф (адаптированная на русском языке Т.Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко).
Результаты исследования и выводы. Внедрение курса в образовательный процесс, во-первых, способствовало формированию положительного отношения студентов к восточной спортивной культуре, во-вторых, повысило осведомленность относительно средств и методов повышения психологического благополучия, в третьих, способствовало повышению таких компонентов психологического благополучия, как «личностный рост», «цели в жизни», «самопринятие». Результаты формирующего эксперимента доказывают, что в экспериментальной группе уровень психологического благополучия увеличился в отличие от результатов контрольной группы.

Ключевые слова: студенты института физической культуры, традиционная китайская спортивная культура, психологическое благополучие.

Литература

  1. Боярская Л.А. Обзор исследований последствий пандемии на психологическое благополучие и физическую активность студенческой молодежи / Л.А. Боярская, Юй Итцун, Прохоров П.В., Ван Елун // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. – 2022. – Т. 2. – № 1. – С. 85-96.
  2. Колесников В.Н. Психологическое благополучие студентов / В.Н. Колесников // Мир педагогики и психологии. – 2016. – № 4 (4). – С. 77–86.
  3. Лецюань Ц. Происхождение и характеристики традиционной спортивной культуры Китая / Ц. Лецюань, Ч. Хунся // Журнал Уханьского института физического воспитания. – 2020. – Т. 54. – № 7. – С. 13-20. DOI 10.15930/j.cnki. wtxb.2020.07.002. (на китайском).
  4. Лубышева Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 3. – С. 7-16.
  5. Селиверстова И.Н. Анализ феномена «спортивная культура личности студента» / И.Н. Селиверстова, А.М. Кузьмин, А.А. Афанасьев // Интернет-журнал «Мир науки». – 2017. – Т. 5. – № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN217.pdf. Дата обращения 01.03.2023 г.
  6. Шевеленкова Т.Д., Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95-129.
  7. Ямалетдинова Г.А. Культурологические аспекты образовательной подготовки студентов в сфере физической культуры / Г.А. Ямалетдинова, В.С. Макеева // Образование и саморазвитие. – 2011. – № 3 (25). – С. 119-125.