Оценка готовности учителя физической культуры к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Мезинов1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Нехороших1
Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Поваляева1
1Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец

Цель исследования – теоретическое обоснование, апробация и оценка результативности готовности будущего учителя физического воспитания к эффективному осуществлению профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования.
Методика и организация исследования. Экспериментальная работа была проведена на базе института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина» в 2021-2023 гг. На формирующем этапе специально организованным взаимодействием были охвачены 52 студента 3-х и 4-х курсов, осваивающие профессию учителя физической культуры. В качестве диагностирующего инструментария определения уровня сформированности компонентов готовности будущего учителя физической культуры к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования в исследовании была использована: методика К. Замфир (в модификации А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности».
Результаты исследования и выводы. Эмпирическое исследование показало, что мотивационный компонент готовности проявляется у большего количества студентов (у 42 человек, что составляет 81% от всего количества участников исследования). На втором месте – когнитивный компонент (40 человек – 77%). Далее у 37 респондентов (71%) наблюдаются проявления деятельностного компонента. Наименьший показатель у рефлексивного компонента – 31 студент, что соответствует 60%. Полученные в ходе исследования результаты позволили констатировать, что цифровая грамотность выступает предпосылкой результативности и успешности профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов в условиях цифровизации образования.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, учитель физического воспитания, профессиональная деятельность, готовность, цифровизация образования, мотивация, когнитивные компетенции.

Литература

  1. Алексеева Е.Н. Показатели готовности у будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности / Е.Н. Алексеева, Н.Н. Голякова, И.В. Черкасова // Kant. – 2022. – № 1 (42). – С. 186-190.
  2. Артемов А.С. Подготовка будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности и физической культуры к профессиональной деятельности в условиях цифровизации общества / А.С. Артемов, Ю.В. Артемова, Е.Н. Карасева  // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 2. – С.3-5.
  3. Буянова И.Б. Формирование оценочной компетентности будущих учителей физической культуры / И.Б. Буянова, В.В. Кадакин, Ж.А. Каско, Е.Е. Афонина // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 6. – С. 8-10.
  4. Кондратюк А.И. Особенности проектирования учебной деятельности будущего учителя физической культуры в аспекте ядра педагогического образования / А.И. Кондратюк // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2022. – № 2 (60). – С. 200-211.
  5. Крайник В.Л. Теоретический анализ проблемы формирования готовности будущих учителей физической культуры к развитию лидерских качеств учащихся / В.Л. Крайник, В.В. Кольева // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 4 (77). – С. 218-221.
  6. Реан А.А. Методика «Мотивация профессиональной деятельности» / К. Замфир (в модификации А. Реана) // А.А. Реан, Я.Л. Коломинский // Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – С. 235-237.
  7. Романова И.В. Особенности формирования готовности к воспитательной работе учителей физической культуры / И.В. Романова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 2. – С. 16-17.
  8. Хакимова З.А. Формирование профессиональной готовности будущих учителей физической культуры на основе инновационных технологий обучения (теоретический обзор проблемы) / З.А. Хакимова, И.Ф. Андрущишин, Ж.И. Жунусбеков // Теория и методика физической культуры. – 2019. – № 3 (57). – С. 36-42.
  9. Федотова Г.Г. Профессиональная подготовка студентов в области физической культуры и спорта в условиях модернизации и инновации педагогического образования / Г. Г. Федотова, Е. А. Якимова, Г. В. Пожарова, М. А. Гераськина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2022. – № 1. – С. 72-74. – EDN TLWGDE.