Повышение эффективности физкультурной деятельности студентов посредством её технологизации
Фотографии:
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Чесноков
Д.А. Коземов, А.В. Коземов
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск
Ключевые слова: концептуальная модель, педагогическая система, профессиональные компетенции, студенты.
Введение. В процессе занятий физической культурой со студентами-юношами 3‑го курса (5‑й осенний семестр) различных факультетов и институтов ТПУ стал очевидным следующий факт: уровень развития двигательных способностей студентов на момент сдачи контрольных нормативов зачастую не соответствует модельному (нормативному) уровню. Данное несоответствие, на наш взгляд, можно объяснить в первую очередь недостаточной степенью (детализацией) разработанности методики развития тех двигательных качеств (и соответствующих мышечных групп), которые необходимы для успешного выполнения данных контрольных нормативов, что, в свою очередь, является следствием недостаточной индивидуализации тренировочной нагрузки, когда все студенты выполняют, по сути дела, один и тот же комплекс упражнений, варьируя лишь вес отягощений.
Так, на рис. 1 приведены результаты тестирования трёх групп студентов в 2009 г. (начало эксперимента) и соответствие данных результатов нормативному уровню. Из рисунка видно, что студенты в целом выполняют указанные нормативы на отметку «хорошо». Исключение составляют результаты в тестах «Подтягивание на перекладине», где две группы справились с этим нормативом на отметку «удовлетворительно» (Б, В) и одна группа (А) – на «хорошо». Определённые затруднения возникли также в тестах «Отжимание на брусьях» и «Прыжки в длину с места».
Литература
- Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. – 1993. – № 4. – С. 21–23.
- Беляева А.П. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / А.П. Беляева. – СПб.: Институт профтехобразования РАО, 1995. – 229 с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В. Гузеев. – М.: Знание, 1996. – 221 с.
- Колесникова И.А. Образование как фактор изменения человека / И.А. Колесникова // Образование: будущее России и человечества. – СПб., 1993. – С. 13–17.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической технологии / В.А. Крутецкий. – М.: Педагогика, 1972. – 78 с.
- Кузьмина Н.В. Понятие педагогическая система и критерии её оценки. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н.В. Кузьминой. – М.: Народное образование, 2002. – 172 с.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М.М. Левина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
- Матвеев Л.П. Теория и практика физического воспитания / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. – Т. 1. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 304 с.
- Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. – Л.: СЛП, 1980. – 360 с.
- Николаев Ю.М. Теория физической культуры, базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ.культуры. – 2002. – № 3. – С. 15-20.
- Оллпорт Г. Личность в психологии: пер. с англ. / Г. Оллпорт. – М.: КСП+, СПб.: Ювента, 1998. – 345 с.
- Суртаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (на примере естественнонаучных дисциплин): автореф. дис. … докт. пед. наук / Н.Н. Суртаева. – М., 1995. – 47 с.
- Чесноков А.В. Авторская концептуальная модель и технология формирования профессиональных компетенций педагогов физической культуры / А.В. Чесноков //Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 1. – С. 397–408.
- Чесноков А.В. Авторская концептуальная модель совершенствования профессиональных компетенций педагогов физической культуры. Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 5 (17). – С. 166–172.
- Чесноков А.В. Инновационная модель непрерывной педагогической практики студентов физкультурного вуза / А.В. Чесноков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 5. – С. 70-73.
Информация для связи с автором: a9c8@tpu.ru
Поступила в редакцию 21.02.2014 г.