Социальная потребность в спортсменах высокого класса, завершивших спортивную карьеру

Фотографии: 

ˑ: 

Т.А. Даниленко
Уральский государственный университет физической культуры и спорта, Челябинск

Ключевые слова: спорт­сме­ны-ве­тераны, карьера, профессиональные качества.

Актуальность. Повышение качества работы современных специалистов в области физической культуры и спорта возможно при условии развития профессиональной компетенции. Под компетенцией нами понимается готовность субъекта эффективно реализовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Компетентность связана с базисной квалификацией, позволяющей специалисту ориентироваться в широком круге вопросов, что обеспечивает социальную и профессиональную мобильность личности, открытость изменениям и творческому поиску, умение взаимодействовать с коллективом, разрешать конфликты и проблемы [4].

Некоторые отечественные авторы рассматривают компетентность специалиста по физической культуре и спорту через уровень владения профессионально важными качествами личности, такими как: педагогическая эрудиция, осведомленность, эмпатия, умение развивать свои личностные качества, практический опыт профессиональной деятельности [1; 5, с. 60].

По мнению С. А. Хазовой, профессионально значимые личностные качества (ПЗЛК) рассматриваются как совокупность личностных качеств, сформировавшихся в процессе профессиональной спортивной деятельности, к ним относятся: умение сотрудничать, инициативность, ответственность, интеллектуальная гибкость, способность принимать быстрые правильные решения, целеустремленность, креативность, коммуникабельность, стремление к саморазвитию, честность, уверенность в себе, навыки самопрезентации, профессиональная мобильность [6].

Литература

  1. Быстрицкая Е.В. Проективный подход к построению профессионально-педагогической компетентности специалиста в области физической культуры и спорта / Е.В. Быстрицкая // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 11. – С. 50–55.
  2. Даниленко Т.А. Эмоциональная привлекательность спортсменов высокого класса, завершивших спортивную карьеру, в работе в сфере физической культуры и спорта / Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Сб. научно-метод. трудов кафедры ТиМФВ. – Челябинск: УралГУФК, 2013. – 112 с.
  3. Иванов И.Б. Психологическое консультирование как средство помощи спортсменам, завершающим и завершившим спортивную карьеру: дис. ... канд. психол. наук / И.Б. Иванов. – СПб., – 2009. – 196 с.
  4. Матросова О.Ю. Компетентностная модель подготовки специалиста по физической культуре и спорту / О.Ю. Матросова // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 2. – С. 17.
  5. Михайлова Т.В. Социально-педагогические основы деятельности тренера: монография / Т.В. Михайлова. – М.: Физическая культура, 2009. – 288 с.
  6. Хазова С.А. Личностные качества конкурентноспособного специалиста по физической культуре и спорту / С.А. Хазова // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 12. – С. 64–68.

Информация для связи с автором: dta69@mail.ru

Поступила в редакцию 11.04.2014 г.