К проблеме содержания и направленности современного физкультурного образования

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.А. Горелов
Р.М. Гадельшин
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург
Доктор педагогических наук, профессор С.Н. Никитин
Национальный университет физической культуры, спорта и здоровья им П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова: учитель физического воспитания, преподаватель физической культуры, тренер по виду спорта, физкультурное образование, кинезиология, антонимы, образование в сфере физической культуры.

Актуальность. Вопрос о необходимости пересмотра содержания, направленности, методики и организации современного физкультурного образования XXI в. в настоящее время настолько актуален, насколько вообще актуален вопрос о статусе современного учителя физического воспитания, преподавателя физической культуры, тренера по тому или иному виду спорта в нашем обществе.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что еще до развала Советского Союза рейтинг престижности этой профессии был (и остается в настоящее время) одним из самых низких. В обществе бытует мнение, что для обучения двигательным действиям особых знаний и умений не требуется, каждый более или менее образованный человек способен научить подростка бегать, прыгать, метать, «пинать мяч» и многому другому, что касается двигательной деятельности. Нет необходимости долго и упорно готовить будущего учителя, преподавателя, тренера к подобной работе.

Часто приходится слышать такие слова: «Нет ума – иди в физкультурный институт». Чего греха таить, ведь подобные суждения можно услышать и среди специалистов по физической культуре. Почему в нашем обществе специалист, учитель по физическому воспитанию, преподаватель по физической культуре, тренер по спорту не имеют высокого рейтинга в ряду всех остальных профессий? Перечень подобных вопросов можно продолжать бесконечно долго, а вот ответы на них, видимо, следует искать в современном состоянии отечественного физкультурного образования, которое с конца XIX в. претерпевает изменения.
 

Литература

  1. Горелов А.А. Физкультурное образование (от Петра Францевича Лесгафта до наших дней и дальше) / А.А. Горелов, С.А. Горелов, О.Г. Румба, В.В. Сокорев // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Пятигорск, 2008, вып. 3. – С. 42–46.
  2. Карпушко Н.А. Возвращаясь к наследию: физкультурное образование, физкультурная деятельность, школьная физическая культура в аспекте методологического анализа / Н.А. Карпушко, В.В. Приходько, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1993. – № 9. – С. 2–7.
  3. Коренберг В.Б. Спортивная кинезиология признана – очередь за её развитием / В.Б. Коренберг // Культура физическая и здоровье. – Воронеж, 2012. – № 3(39). – С. 72–79.
  4. Никитин С.Н. Двигателедея – это наука о двигательных действиях / С.Н. Никитин, С.П. Cидоренко, С.Л. Федоров, В.П. Кузнецов, С.А. Григорьев // Культура физическая и здоровье. – Воронеж, 2012. – № 4(40). – С. 48–51.
  5. Петр Францевич Лесгафт: Главные труды с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина и А.Т. Марьяновича. – СПб.: ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького, 2006. – 720 с.

Информация для связи с автором: alexagorr@yandex.ru

Поступила в редакцию 1.05.2014 г.