Повышение эффективности атакующих действий квалифицированных волейболисток на основе использования методик психорегуляции

Фотографии: 

ˑ: 

С.В. Бородачев
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Луткова
Кандидат педагогических наук, профессор Ю.М. Макаров
Аспирантка К.С. Соломенина
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья
им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова: нападающий удар в волейболе, показатели внимания, показатели эмоциональной устойчивости, эффективность.

Актуальность. Специфика волейбола, как высокоэмоционального вида спорта, накладывает определенный отпечаток на развитие тех или иных сторон психики человека: его восприятий, внимания, памяти, мышления, представлений, воображений, эмоций, мо­ра­ль­но-волевых качеств [5, 6, 8, 9].

Следует отметить, что содержание методик психорегуляции (аутогенной и идеомоторной тренировки) подробно раскрыты в литературе, в этой области накоплен значительный экспериментальный материал. Однако вопрос повышения уровня внимания и улучшения эмоциональной устойчивости у квалифицированных волейболисток 16–17 лет для выполнения атакующих действий в ходе соревновательной деятельности представляется наименее раскрытым. Следовательно, изучение методик, позволяющих повысить эти показатели у волейболисток 16–17 лет, – одна из актуальных задач [1–3, 7].

Целью исследования было совершенствование учебно-тренировочного процесса, проводимого с волейболистками 16–17 лет, направленного на повышение эффективности атакующих действий на основе включения в него методик психорегуляции.

Литература

  1. Волков И.П. Регуляция психических состояний спортсменов в период подготовки к соревнованиям: метод. рекомендации / И.П. Волков. – Л.: ГДОИФК, 1988. – 23 с.
  2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. – М.: Советский спорт, 2006. – 296 с.
  3. Ким М.Я. Индивидуализация игровой подготовки с учетом особенностей решения оперативных задач (на примере групп спортивного совершенствования): автореф. дис. … канд. пед. наук / М.Я. Ким. – М.: РГАФК, 1994. – 24 с.
  4. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте: учеб. пособие / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. – М.: Просвещение, 1990. – 256 с.
  5. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте / Л.П. Матвеев – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 320 с.
  6. Медведев В.В. Психология спорта. Психологическая характеристика спортивных игр (волейбол, футбол): лекция для студентов-заочников / В.В. Медведев – М., 1983. – 24 с.
  7. Николаев А.Н. Методики изучения личности и деятельности тренера и спортсменов. учеб.-метод. пособие / А.Н. Николаев. – СПб.: СПбГАФК, 2003. – 70 с.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
  9. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. – М.: СААМ, 1995. – 445 с.

Информация для связи с автором: nataliya_lutkova@mail.ru

Поступила в редакцию 22.04.2014 г.