Оперативный контроль функционального состояния студентов специальной медицинской группы на занятиях по физической культуре

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Рогожников1
Кандидат педагогических наук С.А. Романченко1
Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Яковлев2
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Д. Сигов2
1Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации, Санкт-Петербург

Цель исследования – обосновать эффективность применения оперативного контроля на занятиях по физической культуре со студентами специальной медицинской группы с использованием нагрудного пульсометра Polar H10.
Методика и организация исследования. С марта 2023 г. по апрель 2023 г. проводился педагогический эксперимент, в котором приняли участие 30 обучающихся в специальной медицинской группе (СМГ), имеющих нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и органов зрения (миопия слабой и средней степени). В течение двух месяцев в занятия включались кардионагрузки различной интенсивности. Результаты исследования и выводы. Применялась методика оперативного контроля функционального состояния у студентов СМГ на занятиях по физической культуре, в экспериментальной группе прирост показателя ЧСС с помощью теста «Лестничная проба» составил 8,82%; до эксперимента 129,6±1,3 (ЧСС в мин); после 119,1±1,5 (ЧСС в мин). Прирост показателей ЧСС до полного восстановления после физической нагрузки составил 8,04%; до эксперимента – 167,9±3,1 (с); после – 155,4±3 (с). Связано это прежде всего с применением нагрудного пульсометра Polar H10, который позволил во время занятий контролировать пульсовую зону каждого обучающегося относительно физической нагрузки.

Ключевые слова: оперативный контроль, функциональное состояние, физическая культура, специальная медицинская группа, студенты.

Литература

  1. Гаврилова Е.А. Внезапная сердечная смерть в спорте. Современные представления / Е.А. Гаврилова, О.А. Чурганов, М.Д. Белодедова и др. // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 5. – С. 76-79. – EDN DNWHTL.
  2. Германова А.А. Обучение сложнокоординационным двигательным действиям на основе мультимедийных технологий / А.А. Германова, М.А. Рогожников, О.А. Сафонова, К.Н. Дементьев // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 3. – С. 35-37. – EDN YZFSKT.
  3. Каменский Д.А. Исследование влияния физических нагрузок на состояние здоровья пациентов, страдающих атеросклерозом / Д.А. Каменский, П.А. Абрамас, Ю.В. Яковлев, В.В. Сердюковский // Физическая культура и спорт в профессиональном образовании: межвузовский сборник научно- методических работ / Под науч. ред. В.А. Щеголева. – Санкт- Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт- Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2020. – С. 175-179. – EDN DYTZWJ.
  4. Рогожников М.А. Развитие нейромышечных связей у бас­кетболистов на основе применения тренажера fitlight (фитлайт) / М.А. Рогожников, А.Е. Батурин, Ю.В. Яковлев, А.Е. Курицына // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 9. – С. 9-11. – EDN ZUMTDI.
  5. Романченко С.А. Влияние двигательной активности на здоровье, физическое развитие и формирование профессиональных компетенций будущих инженеров / С.А. Романченко, Г.Г. Власова, Н.И. Никитенко, А.С. Чуркина // Физическая культура и спорт: актуальные тенденции, проблемы и пути их решения: Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции, Санкт- Петербург, 16 июня 2022 года / Под общ. ред. С.А. Романченко. – Санкт- Петербург: Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2022. – С. 94-97. – EDN DHLMRV.