Психофизический тренинг студентов в процессе профессионального образования в вузе

ˑ: 

Аспирант Чжан Цзинвэй1
Кандидат педагогических наук, профессор Т.С. Лисицкая1
Кандидат технических наук, доцент В.С. Маркарян1
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования – повышение уровня физической подготовленности и улучшение психоэмоционального состояния студентов.
Методика и организация исследования. В процессе эксперимента были выделены содержание и средства обеспечения улучшения состояния здоровья студентов на основе комплекса инновационных новейших фитнес-технологий, в частности психофизического тренинга, в основу которого вошли оздоровительная ходьба, дыхательные упражнения, в частности, гипопресcивные упражнения на основе хатха-йоги и китайская гимнастика таоли (ушу тао или тао). Следует особо отметить, что каждое направление проводилось с применением принципа осознанности (майндфулнесс). В эксперименте приняло участие 45 человек, разделенных на две группы: контрольная группа – 16 человек, экспериментальная – 29 человек (КНР, провинция Хэнань, Хэнаньский университет), в возрасте от 18 до 20 лет.
Результаты исследования и выводы. Экспериментальная проверка эффективности разработанной психофизической тренировки для студентов нефизкультурных вузов, компилирующая такие виды фитнеса, как оздоровительная ходьба, гипопрессивные практики с элементами йоги и китайской гимнастической системы Тао, показала существенные изменения дыхательных показателей испытуемых, таких как МПК, задержка дыхания на вдохе и выдохе, а также уровень развития физических качеств. Архитектура предложенной программы, построенная на осознанности при выполнении упражнений, позволяет наблюдать и управлять собственным телом и разумом.

Ключевые слова: студенты, психофизическая тренировка, осознанность, гипопрессивная гимнастика, ходьба, диафрагмальное дыхание.

Литература

  1. Броуд У. Научная йога. Демистификация / У. Броуд. – М.: Рипол классик, 2013. – 416 с.
  2. Лисицкая, Т.С. Теория и методика занятий оздоровительными видами фитнеса / Т.С. Лисицкая // Сборник трудов ученых РГУФКСиТ: материалы научной конференции профессорско- преподавательского и научного состава РГУФКСиТ, 14.11. 2009 г. / Светотон. – Москва, 2009. – С. 20-31.
  3. Лисицкая Т.С. Теория и методика современных фитнес- технологий: учебник / Т.С. Лисицкая, С.И. Кувшинникова, Л.А. Новикова, К.Г. Клецов. – Москва: КНОРУС, 2022. – 214 с. – (Бакалавриат).
  4. Малявин В.В. Тайцзицюань: Классические тексты. Принципы. Мастерство / В. В. Малявин. – Москва: Кнорус, 2011. – 528 с.
  5. Сизоненко К.Н. Развитие физических качеств в процессе физического воспитания студентов / К.Н. Сизоненко // Амурский государственный университет. – Благовещенск, 2020. – 51 с.
  6. Смирнов С.C. Сравнительный анализ современных видов фитнеса [Электронный ресурс] / С.С. Смирнов // Современный ученый. – 2021. – № 3. – С. 67-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=4575586333 (дата обращения: 10.09.2022).
  7. Уильямс М. Осознанность: как обрести гармонию в нашем безумном мире / М. Уильямс, Д. Пенман: пер с анг. Ю.  Щыбышевой; науч. Ред. Н. Никольская. – 8 изд. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 228 с.