Медиатизация физической культуры в цифре для детей

ˑ: 

Доктор филологических наук, профессор А.Н. Тепляшина
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – определить ключевые характеристики функционирования дискурса о физкультуре и спорте в детских журналах в цифровой среде с учетом изменившихся практик медиапотребления юного поколения.
Методика и организация исследования. Сформирована выборка изданий с опорой на спортивный дискурс. Проведен аудит сайтов детских изданий, а также их страниц в социальных сетях по разработанному алгоритму.
Результаты исследования и выводы. Доказывается, что анализ детских цифровых научно-популярных журналов тесным образом связан с выработкой критериев для дифференциации их медиаобразовательного потенциала, что обуславливает необходимость получения и анализа эмпирических данных о функционировании данного сегмента интернет-журналистики в аспекте информационной подготовки детской аудитории к занятиям физкультурой. Определено, что специализированные журналы для детей, посвященные физкультуре и спорту, практически отсутствуют. Однако сама тематика присутствует в научно-популярных журналах, которые делятся на универсальные и специализированные, то есть тематические, среди которых в свою очередь выделяются научно-популярные (с очерками об истории физической культуры, о видах спорта, с историями спортивных рекордов, биографиями известных спортсменов) и литературные (например, рассказы о школьных уроках физкультуры). В них сочетается интересный визу ал, фотографический материал, легкочитаемый макет и контент, который долго не теряет актуальности.

Ключевые слова: физическая культура, детская аудитория, цифровое пространство, медиатизация, контент.

Литература

  1. Основные направления научных исследований и тематика докторских диссертационных работ в сфере физической культуры и спорта / авт.-сост. В.Н. Баранов, З.К. Смеловская. – М.: Советский спорт, 2005. – 90 c.
  2. Пронин С.А. «Золотой век» отечественной спортивной науки и журнал «Теория и практика физической культуры» (1969–1980 гг.) / С.А. Пронин // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 6. – С. 6-7.
  3. Столяров В.И. Современные проблемы физкультурно-спортивной активности дошкольников: социологический анализ / В.И. Столяров, Ю.В. Окуньков; под общей редакцией В.И. Столярова. – М.: Спорт-Человек, 2019. – С. 4.
  4. Фомина Н.А. Развитие вестибулярной устойчивости и интеллекта у юных спортсменок и школьниц / Н.А. Фомина, П.В. Ткачук // Тео­рия и практика физической культуры. – 2020. – № 12. – С. 104. – EDN NBEABZ.
  5. Щербак А.П. Правовые основы физической культуры и спорта в таблицах / А.П. Щербак. Санкт-Петербург: Лань, 2022. – С. 67.