Психофизиологические и аффективные реакции студенток на короткие высокоинтенсивные интервальные тренировки с весом собственного тела

ˑ: 

Кандидат педагогических наук А.В. Момент
Псковский государственный университет, Псков

Цель исследования – объективизация психофизиологических и аффективных реакций у рекреационно-неактивных студенток на короткие высокоинтенсивные интервальные тренировки с весом собственного тела (whole-body HIIT).
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 10 рекреационно-неактивных здоровых студенток ПсковГУ.
Испытуемым предлагалось выполнить короткую тренировку whole-body HIIT, состоящую из 10 стимулов продолжительностью 30 секунд, чередующихся с 30 секундами пассивного отдыха.
После каждого стимула оценивались индивидуа­льное восприятие нагрузки и аффективная валентность.
Проводился подсчет выполненных двигательных циклов. На всем протяжении тренировки фиксировалась частота сердечных сокращений.
Результаты исследования и выводы. Аффективная валентность на протяжении тренировки снижалась в среднем по группе с 3,9±1,1 и 0,5±2,6 балла, а индивидуальное восприятие нагрузки линейно увеличивалось в среднем по группе с 3,3±0,8 до 6,6±1,3 балла, при отсутствии достоверного снижения физической производительности.
Реакция сердечно-сосудистой системы во время выполнения экспериментального протокола объективно соответствовала параметрам высокоинтенсивной тренировки, в то же время результаты анализа аффективных реакций позволяют предположить, что для большинства рекреационно-неактивных студенток данный протокол будет достаточно комфортным для выполнения.

Ключевые слова: аффективная валентность, высокоинтенсивные интервальные тренировки, рекреационно-неактивные студентки.

Литература

  1. Момент А.В. Приемлемые модели высокоинтенсивных интервальных тренировок для поддержания и укрепления здоровья лиц, ведущих малоподвижный образ жизни / А.В. Момент // Наука и спорт: современные тенденции. – 2022. – № 3. – С. 92-99.
  2. Момент А.В. Характеристика физической активности студентов ПсковГУ / А.В. Момент // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2022. № 2 (40). – С. 31-36.
  3. Adami P., Rocchi J., Melke N., De Vito G., Bernardi M., Macaluso A. Physiological profile comparison between high intensity functional training, endurance and power athletes. European Journal Of Applied Physiology. 2021. No. 122 (2). pp. 531-539.
  4. Bauman A., Reis R., Sallis J., Wells J., Loos R., Martin B. Correlates of physical activity: why are some people physically active and others not? The Lancet. 2012. No. 380 (9838). pp. 258-271.
  5. Biddle S., Batterham A. High-intensity interval exercise training for public health: A big hit or shall we hit it on the head? International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2015. No. 12 (1).
  6. Borg G. Psychophysical Bases of Perceived Exertion. Medicine and science in sports and exercise. 1982. No. 14. pp. 377-381.
  7. Brand R., Ekkekakis P. Affective–reflective theory of physical inactivity and exercise. German Journal of Exercise and Sport Research. 2017. No. 48 (1). pp. 48-58.
  8. Hardy C., Rejeski W. Not What, but How One Feels: The Measurement of Affect during Exercise. Journal of Sport & Exercise Psychology. 1989. No.11 (3). pp.304-317.
  9. Kercher V.M., K. Kercher, P. Levy, T. Bennion [et al.] 2023 fitness trends from around the Globe. ACSM'S Health & Fitness Journal. 2022. No. 27 (1). pp. 19-30.
  10. Machado A. HIIT BODY WORK: A NOVA CALISTENIA. são Paulo: CREF4/SP. 2019. 96 p.
  11. Scoubeau C., Bonnechère B., Cnop M., Faoro V., Klass M. Effectiveness of whole-body high-intensity interval training on health-related fitness: A systematic review and meta-analysis. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. No.19 (15). p. 9559.