Развитие быстроты легкоатлетов с использованием звукового ритма

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Д.В. Фонарев1
Доцент Н.П. Герасимов2
Кандидат биологических наук, профессор И.Ш. Мутаева3
Кандидат педагогических наук Ч.А. Гизатуллина4
1Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань
2Набережночелнинский филиал Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ), Набережные Челны
3Елабужский институт (филиал) Казанского (приволжского) федерального университета, Казань
4Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны

Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики развития быстроты у легкоатлетов с использованием звукового ритма.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе Набережночелнинского филиала Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ). Участники эксперимента были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (13 человек в контрольной и 13 – в экспериментальной группе). Контрольная группа проходила подготовку по традиционной методике, а в экспериментальной группе применялась методика развития быстроты с использованием звукового ритма с помощью мобильного приложения Metronome Beats. Экспериментальная методика включала упражнения на развитие быстроты и скоростных качеств, которые выполнялись после технической подготовки в первые и вторые дни микроцикла специально-подготовительного этапа подготовки; упражнения на развитие скоростной силы; разнонаправленные упражнения; упражнения скоростного характера в усложненных и облегченных условиях их выполнения.
Результаты исследования и выводы. В результате проведенного эксперимента получен прирост в показателях контрольных тестов у легкоатлетов экспериментальной группы, который объясняется тем, что в быстроте участвуют скоростно-силовые качества, зависящие от состояния нервно-мышечного аппарата, абсолютной силы мышц, способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения.

Ключевые слова: скоростные качества, быстрота, методика подготовки, лыжник-гонщик, спортивная тренировка, возрастная динамика.

Литература

  1. Мутаева И.Ш. Пути индивидуализации подготовки бегунов на короткие дистанции на основе учета типологических особенностей кровообращения [Электронный ресурс] / И.Ш. Мутаева, Ч.А. Гизатуллина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2012. – № 3 (24). – С. 11–119.
  2. Петров Р.Е. Развитие быстроты баскетболистов 14-15 лет на основе использования звукового ритма / Р.Е. Петров, Д.А. Шатунов, Н.Р. Гайнутдинов и др. // Известия тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2020. – № 5. – С. 100–106.
  3. Шатунов Д.А. Методика совершенствования скоростно-силовых способностей спринтеров-легкоатлетов / Д.А. Шатунов, Д.В. Мостяков, Р.Е. Петров // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. – 2019. – № 5. – С. 87–95.
  4. Чикуров А.И. Коррекция длины и частоты бегового шага при подготовке легкоатлетов-спринтеров / А.И. Чикуров, В.И. Федоров // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – Т. 5. – № 8. – С. 1146–1156.