Обучение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья упражнениям по адаптивной физической культуре

ˑ: 

И.А. Лненичка1
Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Бакай2
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Карпова2
Кандидат биологических наук, доцент В.П. Карташев2
1Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина, НИИ детской онкологии и гематологии, Москва
2Российский государственный социальный университет, Москва

Цель исследования – экспериментально обосновать методику обучения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья упражнениям по адаптивной физической культуре.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе реабилитационного центра ООО «Центр реабилитации и адаптивной физкультуры «Вместе с мамой» (Москва) в период с августа 2020 г. по февраль 2021 г. Методика обучения родителей содержала следующие средства и методы АФК: коррекционно-направленные упражнения АФК (адаптивной физической культуры); коррекционно-развивающая подвижная игра; суставная гимнастика; непродолжительные семинары с родителями; дистанционный метод обратной связи между родителями и инструктором АФК.
Результаты исследования и выводы. Модифицированная методика обучения родителей детей с ограничениями в состоянии здоровья упражнениям адаптивной физической культуры показала свою эффективность во время прохождения детьми реабилитационного курса. Данное достижение обуславливается применением совмещения теоретической части с практической, а также возможностью налаживания качественной обратной связи между инструктором и родителями во время обучения.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, дети с ограниченными возможностями здоровья, реабилитация, физическая реабилитация.

Литература

  1. Королева, И.В. Помощь детям с нарушением слуха. Руководство для родителей и специалистов / И.В. Королева. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016. – 304 с.
  2. Литвина, Г.А. Адаптивная физическая культура как средство физической реабилитации и социальной адаптации / Г.А. Литвина, В.Е. Кульчицкий, А.В. Агеев // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 3 (58). – С. 62–63.
  3. Михайлова, В.П. Особенности организации лечебно-оздоровительной деятельности с детьми с поражениями опорно-двигательного аппарата / В.П. Михайлова // Культурологический подход в специальном образовании: психолого-педагогический аспект. – 2017. – С. 176–181.
  4. Плющева Н.С. Развитие двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна на занятиях по адаптивному физическому воспитанию / Н.С. Плющева // Актуальные проблемы спортивной подготовки, оздоровительной физической культуры, рекреации и туризма. Адаптивная физическая культура и медицинская реабилитация: инновации и перспективы развития. – 2020. – С. 356–359.
  5. Программа физкультурно-оздоровительной направленности средствами адаптивной физической культуры / сост.: В.В. Апокин [и др.]. – Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2020. – 256 с.
  6. Чуднова О.А. Организация оздоровительных занятий детей с ОВЗ в условиях дошкольных учреждений. / О.А. Чуднова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – №  6 (172). – C. 181-185.