Взаимосвязь способности к воспроизведению ритма движений с развитием психических функций студенток

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Поздеева1
Кандидат педагогических наук, доцент Э.В.Маркин1
Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Коричко2
Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Давыдова2
1Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Москва
2Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Цель исследования – выявление взаимосвязей между ритмической способностью и развитием высших психических функций студенток нефизкультурного вуза.
Методика и организация исследования. В работе приняли участие 110 студенток аграрного вуза. Проведено тестирование ритмической способности по параметрам: воспроизведение заданного ритма в простой локомоции и в сложнокоординационном упражнении. Высшие психические функции диагностировались у девушек 18-19 лет по общепринятым методикам.
Результаты исследования и выводы. Разработанная технология показала, что марш под ритм в 130 уд/мин выполняется с ошибками в сравнении с ритмом на 80 уд/мин и под индивидуальный ритм. В задании со сложной координацией движений – ритм 130 уд/мин воспроизводится легче студентками, чем 60 и 80 уд/мин. Выявлены тесные корреляционные связи между показателями воспроизведения ритма движений и показателями памяти (r=0,51); между воспроизведением ритма движений и показателями мышления (r=0,48). Авторы полагают, что специальные педагогические воздействия в ходе реализации разработанной технологии могут способствовать совершенствованию чувства ритма и повышать уровень психофизической подготовленности студенток к профессии.

Ключевые слова: ритм движений, чувство ритма, психофизическая подготовленность, психические функции.

Литература

  1. Афтимичук, О.Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2015. – Т.  10. – № 2. – С. 28–38.
  2. Ефимова, В.Л. Связь способности к перцепции ритма с развитием высших психических функций у детей (обзор зарубежных источников) / В.Л. Ефимова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2020. – № 1 (49). – С. 6–15.
  3. Козлов, И.М. Взаимосвязь темпа и ритма биомеханической структуры спортивных движений / И.М. Козлов, А. В. Самсонова, В.Н. Томилов // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 2. – С. 10–13.
  4. Колумбет, А.Н. Методика совершенствования ритмичности студенток педагогических высших учебных заведений / А.Н. Колумбет, Л.Ю. Дудорова // Физическое воспитание студентов. – 2016. – № 3. – С. 4–12.
  5. Коричко, Ю.В. Особенности музыкально-ритмического воспитания студентов вуза на занятиях гимнастикой / Ю.В. Коричко, А.Р. Галеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 6. – С. 67–69.
  6. Курысь, В.Н. Ритм в музыке и ритмической гимнастике / В.Н. Курысь, Р.В. Гзирьян // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 5 (111). – С. 82–87.
  7. Назаренко, Л.Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности / Л.Д. Назаренко, Ж.А. Игнатьева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2000. – № 1. – С. 45–50.
  8. Ротерс, Т.Т. Ритмопедагогика в контексте духовно-физического развития школьников / Т.Т Ротерс // Духовные особенности: методология, теория и практика – 2011. – № 1 – С. 151–159.
  9. Совершенствование координационных способностей студентов аграрного вуза средствами психологической поддержки / Е.А. Поздеева, О.П. Власова, В.Н. Ахапкин и др. // Теория и практика физической культуры – 2021. – № 9 – С. 62–63.