Педагогическая фасилитация как фактор социализации студентов вузов физкультурного профиля

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Фазлеев Н.Ш.
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

Цель исследования – теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности методики социализации студенческой молодежи с применением педагогической фасилитации.
Методика и организация исследования. Разработанная авторская методика включала личные беседы с группами; тренинги на сплочение групп; дружеские матчи по разным видам спорта со студентами других вузов; кураторские часы с выходом преподавателей в студенческое общежитие в формате личных встреч. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты первого курса кафедры «Психология и педагогика», две экспериментальные группы (ЭГ ПиП) и кафедры «Адаптированная физическая культура», две контрольные группы (КГ АФК). Занятия с ЭГ по физической культуре проходили по нетрадиционной инновационной методике сотворчества-фасилитации; студенты КГ занимались по обычной программе.
Результаты исследования и выводы. Результаты анкетирования студентов по итогам экспериментальной работы показали, что уровень их социализации при применении методики в ЭГ находится на высоком уровне, в КГ – в основном на низком и среднем.
Автором делается вывод о том, что методика педагогической фасилитации является успешной в достижении социализации студентов в современных условиях. В этой связи становится актуальной целесообразность научного обоснования ее функционирования с последующим тиражированием и внедрением в другие высшие образовательные организации физкультурно-спортивной направленности.

Ключевые слова: педагогическая фасилитация, социализация студентов, социальный педагог.

Литература

  1. Агапова О. Проектно-­содержательная модель обучения / О. Агапова, А. Кривошеев, А. Ушанов // Almamater. – 1994. – № 1. – C. 18–24.
  2. Гильмутдинова Р. И. Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе реализации грантовых проектов / Р. И. Гильмутдинова, Л. А. Парфенова // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 11. – С. 5.
  3. Димухаметов Р. С. Формирование фасилитационной компетентности будущих мастеров профессионального обучения / Р. С. Димухаметов, Е. Ю. Парунова // Вестник Южно-­Уральского государственного университета. Серия: Энергетика. – 2011. – № 24 (241). – С. 79–83.
  4. Калимуллина О. А. Формирование творческой направленности студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности: синергетический подход: дис. … докт. пед. наук: 13.00.05 / О. А. Калимуллина. – Казань, 2014. – 488 с.
  5. Роджерс К. Межличностные отношения в фасилитации учения / К. Роджерс. – Documents and Settings\user\ фасилитация\4.htm.