Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в процессе рекреативно-оздоровительных занятий

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Е.М. Голикова1
Е.В. Миногина1
Ю.Г. Шеворакова1

1Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

Цель исследования – выявить эффективность рекреативно-оздоровительных занятий в абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Методика и организация исследования. В научной работе использовались общие и частные теоретические и эмпирические методы научного исследования. Содержание рекреативно-оздоровительных занятий представляет собой совокупность научно обоснованных средств, методов и методических приемов адаптивной физической культуры и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, разумно применяемых в практике дополнительного образования детей Оренбургской области Центра «Потенциал».
Результаты исследования и выводы. Получены новые данные, раскрывающие теоретическое и практическое осмысление, показывающие эффективность рекреативно-оздоровительных занятий как инструмента, стимулирующего генетически детерминированные двигательные стереотипы детей, не сформировавшиеся в процессе патологического развития. По окончании эксперимента изменения в лучшую сторону отмечались у детей: с церебральным параличом – на 8%, с аутистическими нарушениями – на 7%, с синдромом Дауна – на 10%, с нарушениями, связанными со структурными патологическими изменениями в тканях головного мозга – на 8%.

Ключевые слова: дети, коррекция движений, физическая реабилитация, рекреационно-оздоровительные занятия.

Литература

  1. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. – М.: Теория и методика физической культуры, 2000. 275 с.
  2. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений: избр. психол. тр. / под ред. В. П. Зинченко; сост. А. И. Назаров; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК». 1997. 608 с. – (Психологи Отечества: Избранные психологические труды: в 70 т. / Гл. ред. Д. И. Фельдштейн). Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/bernshteyn_biomehanika-i-fiziologiya_1997/.
  3. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С. П. Евсеев. – М.: Спорт. 2016. 616 с.: ил. – Библиогр. в кн. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454238.
  4. Захаров В. В. Когнитивные и двигательные нарушения в неврологии. Точки соприкосновения / В. В. Захаров // Поведенческая неврология. – 2022. – № 1. – С. 48–51.
  5. Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии. Психолого-­педагогическое сопровождение: учебное пособие для вузов / Н. Л. Литош. – М.: Юрайт, 2020. – 156 с. (Высшее образование). – ISBN 978–5–534–12705–8. – URL: https://urait.ru/bcode/448143.
  6. Налобина А. Н. Физическая реабилитация в детской неврологии: учебное пособие / А. Н. Налобина, Е. С. Стоцкая. – Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2015. – 212 с.
  7. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. М. Шипицына, В. М. Сорокин, Д. Н. Исаев и др.; под ред. Л. М. Шипицыной. – 2‑е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 224 с.
  8. Сапего А. В. Частные методики адаптивной физической культуры / А. В. Сапего, О. Л. Тарасова, И. А. Полковников // Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. 228 с.: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278924. – Библиогр. в кн. – ISBN 978–5–8353–1589–5. – Текст: электронный.
  9. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом / К. А. Семенова. – М.: Кодекс. 2007. – 616 c.