Роль элективных курсов по физической культуре и спорту в социальной адаптации иностранных студентов в условиях российского вуза

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент С.Е. Воложанин1
Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Цыбиков1
И.И. Борисова1
Н. А. Тагангаева2

1Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, г. Улан-Удэ
2Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ

Цель исследования – обосновать эффективность применения средств языковой подготовки иностранных студентов в рамках предмета «Элективные курсы по физической культуре и спорту» на основе интегративного подхода.
Методика и организация исследования. Эксперимент проведен с участием студентов медицинского института ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова». Сущность интегративного подхода заключалась в использовании дидактических средств языковой подготовки иностранных обучающихся в процессе физического воспитания по предмету «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Языковой навык приобретался в ходе занятий атлетизмом, которые проводились совместно с русскоговорящими студентами.
Результаты исследования и выводы. Как показали результаты опроса, большинство иностранных студентов высказались положительно за организацию разговорной практики в рамках учебного процесса. Они считают, что данный подход к проведению занятий в значительной степени способствует быстрому усвоению терминов и понятий, построению фраз и составлению предложений и текстов на русском языке. Студенты отмечают, что таким способом они формируют словарный запас профессиональной лексики, что в дальнейшем позволит им легко устанавливать контакты с российской стороной в деловой сфере. В то же время и русскоговорящие студенты смогли усовершенствовать свои языковые навыки и речевые умения в иностранном языке.

Ключевые слова: интеграция, образовательный процесс, элективные курсы по физической культуре и спорту, социальная адаптация, иностранные студенты, языковая подготовка.

Литература

  1. Андрюшина Н. П. Тренировочные тесты по русскому языку как иностранному: 1 сертификационный уровень: общее владение / Н. П. Андрюшина, М. Н. Макова, Н. И. Пращук. – Санкт-­Петербург: Златоуст, 2011. – 119 с.
  2. Волченкова К. Н. Интеграция иностранных студентов в академическую среду российского университета: постановка проблемы / К. Н. Волченкова, В. А. Деткова // Современное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее: сб. статей II Всероссийской методико-­практической конференции, Петрозаводск, 22 марта 2021 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И. И.), 2021. – С. 242–248. – EDN GXFOOC.
  3. Гревцева Г. Я. Интегративный подход в учебном процессе вуза / Г. Я. Гревцева, М. В. Циулина, Э. А. Болодурина, М. И. Банников // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – С. 262.
  4. Капезина Т. Т. Русский язык как иностранный: основная проблема адаптации иностранных студентов в России / Т. Т. Капезина // Евразийский союз ученых. – 2014. – № 8–3(8). – С. 142–144.
  5. Лексический минимум по русскому языку как иностранному: второй сертификационный уровень. Общее владение / Российская государственная система тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку; [составители: П. П. Андрюшина (ред.) и др.]. – Санкт-­Петербург: Златоуст, 2021. – 167 с.