Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов физической культуры

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Касмалиева
Кыргызско-Турецкий университет "Манас", Бишкек, Кыргызская Республика

Цель исследования – выявление условий и этапов формирования профессионально-значимых технологических компетенций бакалавров физической культуры для повышения качества подготовки будущих педагогов физической культуры.
Методика и организация исследования. Использованы методы обобщения, систематизации, методы анализа документов, обобщения опыта педагогических вузов для конкретизации цели и задач основной образовательной программы подготовки бакалавров физической культуры в соответствии с требованиями ГОС ВПО по направлению «Физическая культура» (2021 г.) и разработки профессиональных компетенций педагога физической культуры в соответствии с этапами процесса обучения в вузе.
Результаты исследования и выводы. Разработано содержание учебных планов подготовки бакалавров физической культуры, в соответствии с требованиями нового Госстандарта ВПО по направлению «Физическая культура» (2021 г.), на принципах системности, непрерывности, гуманизации образования, компетентностного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к образованию. Выявлено, что использование практикоориентированной здоровьесберегающей траектории образования способствует формированию профессионально-значимых компетенций будущих педагогов физкультуры.

Ключевые слова: гуманизация образования, приоритет здоровья человека, технологические компетенции, принципы обучения.

Литература

  1. Адамкулова Ч. У. Использование европейской системы оценивания обучающихся в кыргызской высшей школе: практика, проблемы, перспективы / Ч. У. Адамкулова // Вестник Кыргызского Национального университета имени Ж. Баласагына. – 2016. – № 1. – С. 54–65.
  2. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. Учебное пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину «Физическая культура», кроме направлений и специальностей в области физической культуры и спорта / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. – 3‑е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 240 с.
  3. Горшенина С. Н. Педагогические условия формирования технологической компетентности у будущих учителей физической культуры / С. Н. Горшенина, Н. А. Маринкина, А. Р. Мамаев // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 11. – С. 12–14.
  4. ГОС ВПО, приказ Министерства образования и науки Кыргызской Республики от 15 сентября 2015 г., № 1179/1 // Бишкек. – 2015. – 27с.
  5. ГОС ВПО к приказу Министерства образования и науки Кыргызской Республики от 21 сентября 2021 г. № 1578/1 // Бишкек. – 2021. – 15с.
  6. Закирова А. Ф. Методологический семинар как форма развития исследовательских компетенций спортивных педагогов / А. Ф. Закирова, И. В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 12. – С. 34.
  7. Касмалиева А. С. О необходимости и перспективах обновления формы и содержания школьной физической культуры в Кыргызстане / А. С. Касмалиева, Л. И. Губанова // Вестник ФК и спорта. – 2021. – № 2 // Мат. Республиканского Форума. 5–6 апреля 2021 г. – С. 29–34.
  8. Лубышева Л. И. Практико-­ориентированная подготовка педагога по физической культуре к реализации инновационных процессов в системе физкультурного образования / Л. И. Лубышева // Мат. Всероссийской научно-­практ. конфер, посв. 85‑летию Удмуртского гос. университета. 2016: Удмуртский университет (Ижевск). С. 64–71.
  9. Манжелей И. В., Чернякова С. Н. Формирование физкультурных компетенций у бакалавров в образовательной среде вуза / И. В. Манжелей, С. Н. Чернякова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2014. – № 9. – С. 78–91.
  10. Поливаев А. Г. Практико-­ориентированная подготовка педагога по физической культуре в условиях требований профессионального стандарта «Педагог» / А. Г. Поливаев, Н. В. Фомичева, И. Н. Григорович // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 11. – С. 20–22.
  11. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
  12. Столяров В. И. Спартианская социально-­педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности / В. И. Столяров // Ред. Е. В. Стопникова. – М.: АНО «Центр развития спартианской культуры», 2006. – 248 с.