Влияние функциональных состояний на нормативные показатели кроссового бега студентов до и после пандемии COVID-19

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор И.П. Зайцева1
1Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, Ярославль

Цель исследования – оценка влияния функциональных состояний на выполнение нормативных показателей кроссового бега студентов до и после пандемии COVID-19.
Методика и организация исследования. В научной работе принимали участие 42 испытуемых (пол – женский, средний возраст 19,5 года, группа здоровья – основная). Группа X – студенты, проходившие курс «Прикладная физическая культура» в очной форме до начала пандемии (срок прохождения курса: 2015-2018 гг.); группа Y – студенты, проходившие курс «Прикладная физическая культура» в очной и дистанционной форме в период пандемии (срок прохождения курса: 2019-2022 гг.). Для измерения уровня утомления, монотонии, пресыщения и стресса применялась методика «Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности» (ДОРС) А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской (модифицированная). Также проводилась сравнительная оценка результатов кроссового бега на 3000 м.
Результаты исследования и выводы. Условия самоизоляции, дистанционного обучения и карантинных мер в период пандемии оказали влияние на физическое и психическое здоровье студентов, у которых отмечен повышенный уровень монотонии, более низкий результат в показателе кроссового бега, чем в группе студентов, занимающихся в традиционном режиме обучения до пандемии. Полученные результаты дают основание предположить, что ограничение жизнедеятельности приводит к дисфункции мотивационно волевой сферы, апатии, скуке, физическому и психическому утомлению обучающихся и соответственно оказывают влияние на их результаты в беге на длинные дистанции. Вопрос о поддержании здоровья как физического, так и психологического в условиях самоизоляции до сих пор актуален, в связи с чем возрастает необходимость в разработке и применении различных видов мониторинга результатов двигательной активности людей в различных условиях жизнедеятельности.

Ключевые слова: пандемия, коронавирусная инфекция, студенты, кросс, бег, стресс, утомление, монотония, дистанционное обучение.

Литература

  1. Горбов Ф. Д. О состояниях напряжения и утомления в условиях изоляции от внешних раздражений / Ф. Д. Горбов, В. И. Мясников, В. И. Яздовский // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 1963. – Т. 13. – № 4. – С. 586.
  2. Зайцева И. П. Планирование и организация самостоятельных занятий в условиях дистанционного обучения / И. П. Зайцева, О. Н. Зайцев // Вестник научных конференций. – 2021. – № 1–2 (65). – С. 51–53.
  3. Зайцева И. П. Физические упражнения для самостоятельной подготовки студентов к зачету по физической культуре: метод. указания / И. П. Зайцева, О. Н. Зайцев, В. В. Насолодин и др. – Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2004. – 31 с.
  4. Леонова А. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности / А. Б. Леонова, С. Б. Величковская // Психология психических состояний: 200‑летию Казанского университета посвящается. – Казань: Центр инновационных технологий, 2002. – Т. 4. – С. 326–343.
  5. Рогачева Т. В. Психология экстремальных ситуаций и состояний: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки (специальности) 37.05.01 «Клиническая психология» ФГОС ВО / Т. В. Рогачева, Г. В. Залевский, Т. Е. Левицкая. – Томск: Изд. дом Томского гос. ун-та, 2015. – 274 с.
  6. Старостина Ю. М. Дистанционное обучение студентов на занятиях физической культурой / Ю. М. Старостина, А. В. Старостина // XXIII Всероссийская студенческая научно-­практическая конференция Нижневартовского государственного университета, Нижневартовск, 06–07 апреля 2021 года. Т. Ч. 6. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2021. – С. 166–171.