Физиологические механизмы, определяющие результативность сдачи контрольных нормативов по физической культуре

ˑ: 

И.М. Мазикин1
Доктор медицинских наук, профессор М.М. Лапкин1
Доктор медицинских наук, профессор Р.А. Зорин1
Доктор медицинских наук, профессор А.Л. Похачевский1, 2
Кандидат биологических наук, доцент М.В. Акулина1
1Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань
2Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский университет), Москва

Цель исследования – выявить значимые физиологические механизмы формирования результативности при сдаче контрольных нормативов по физической культуре и установить связь показателей результативности с индивидуальными психофизиологическими характеристиками.
Методика и организация исследования. Обследовано 120 юношей в возрасте 18-20 лет, относящихся к основной группе здоровья. С помощью кластерного анализа выделены группы с разной результативностью сдачи контрольных нормативов по уровню скоростной выносливости и скоростно-силовых показателей. Для решения задачи классификации студентов с учетом их психофизиологических особенностей была создана искусственная нейронная сеть (ИНС), распределяющая испытуемых в группы с заданными характеристиками.
Результаты исследования и выводы. При анализе мотивационной основы поведения выявлено, что у студентов первого кластера преобладали внутренний мотив и мотив нацеленности на успех с одновременно высокими показателями оценки своего потенциала. У студентов второго кластера преобладал мотив оценки значимости результата деятельности. У испытуемых выявленных кластеров установлены статистически значимые отличия личностных психофизиологических характеристик и показателей физической работоспособности. На основе комплекса полученных данных кластерный анализ и технология ИНС позволили с высокой вероятностью прогнозировать результативность деятельности студентов, а также ранжировать показатели по их значимости для формирования неодинаковой результативности деятельности.

Ключевые слова: психофизиологические характеристики, кластерный анализ, искусственные нейронные сети.

Литература

  1. Брагина Н. Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. – 2‑е изд., перераб. и доп… – М.: Медицина, 1988. – 240 с.
  2. Данилова Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 478 с.
  3. Зорин Р. А. Опыт практического использования технологии искусственных нейронных сетей в физиологии и клинической неврологии / Р. А. Зорин, В. А. Жаднов, М. М. Лапкин // Материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 70‑летию основания РязГМУ им. акад. И. П. Павлова / ред. В. А. Кирюшина; РязГМУ. – Рязань, 2013. – С. 25–28.
  4. Лапкин М. М. Исследование психологических и физиологических детерминант успешности обучения студентов в медицинском вузе / М. М. Лапкин, Н. В. Яковлева, В. Д. Прошляков // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2014. – Т. 4. – № 1. – С. 75–83.
  5. Новикова А. П. Мотивация достижения: психофизиологические корреляты и их динамика в ходе длительного обучения / А. П. Новикова, А. В. Котов // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. – 2011. – № 11. – С. 46–52.
  6. Оценка физического развития и методика тренировки студентов: методические рекомендации для студентов / сост.: В. Д. Прошляков – Рязань: РязГМУ, 2007–43 с.
  7. Психофизиология: учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
  8. Руководство по обеспечению решения медико-­биологических задач с применением программы Statistica 10.0 / В. М. Боев, Е. Л. Борщук, А. К. Екимов и др. – Оренбург: Южный Урал, 2004. – 208 c.
  9. Салтыков А. Б. Функциональные системы в медицине / А. Б. Салтыков. – М.: Медицинское информационное агентство, 2013. – 208 с.
  10. Судаков К. В. Мотивация и подкрепление: системные нейрофизиологические механизмы / К. В. Судаков // Вестник Новгородского ГУ, 2006. – № 35. – С. 77–81.
  11. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса / К. В. Судаков, П. Е. Умрюхин. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 112 с.
  12. Фудин Н. А. Системная организация спортивной деятельности / Н. А. Фудин, Ю. Е. Вагин // Вестник новых медицинских технологий (электронный журнал). – 2013. – № 1 (2–82). – С. 1–5.
  13. Brooks, G.A. Exercise physiology: human bioenergetics and its applications / G.A. Brooks, T.D. Fahey, К.M. Baldwin. NY: McGraw-Hill, 2005. 511 p.
  14. Moein S. Medical diagnosis using artifi cial neural networks. Hershey: Medical Information Science Reference, 2014. 310 p.
  15. Rektor I., Brazdil M., Nestrasil I. [et al.] Modifications of cognitive and motor tasks affect the occurrence of event-related potentials in the human cortex. The European Journal of Neuroscience. 2007. Vol. 26, № 5. pp. 1371-1380.
  16. Parker A.G., Hetrick Sarah E., Anthony F. Jorm The effectiveness of simple psychological and physical activity interventions for high prevalence mental health problems in young people: A factorial randomised controlled trial. Journal of affective disorders. 2016. Vol. 196. pр. 200-209.