Развитие специальных физических качеств студентов в условиях военного учебного центра классического университета
ˑ:
Р.Г. Шайхетдинов
Южно-Уральский государственный университет, Челябинск
Цель исследования – совершенствование специальных физических качеств студентов, обучающихся в военном учебном центре (ВУЦ) классического университета, средствами профессионально-прикладной физической подготовки в рамках учебной дисциплины «Физическая культура».
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 40 студентов (n=40), обучающихся в ВУЦ Южно-Уральского государственного университета по военно-учетной специальности 420200 «Эксплуатация и ремонт базовых машин бронетанковой техники».
Экспериментальная группа (ЭГ) (n=20) занималась по методике профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) с акцентом на развитие специальных физических качеств для обучающихся по специальности 420200 «Эксплуатация и ремонт базовых машин бронетанковой техники», формирование их военно-прикладных навыков при оптимальном дозировании физических нагрузок. Контрольная группа (КГ) (n=20) занималась по обычной образовательной программе по физической культуре.
Результаты исследования и их обсуждение. Отличительными особенностями учебных занятий по физической подготовке студентов ЭГ явились: преимущественное развитие специальных качеств для военнослужащих, осуществляющих эксплуатацию и ремонт бронетанковой техники: общей и силовой выносливости, силы, формирование военно-прикладных навыков; оптимальное дозирование физических нагрузок; тесное взаимодействие в процессе обучения звеньев образовательного процесса: физкультурно-спортивного клуба, ВУЦ, центра спортивной науки, факультета, где учатся студенты, и кафедры физического воспитания и здоровья.
Таким образом, разработанная методика развития специальных физических качеств позволила достоверно (p<0,05) повысить уровень физической подготовленности специалистов по военно-учетной специальности 420200 «Эксплуатация и ремонт базовых машин бронетанковой техники», зафиксирована положительная динамика общей и силовой выносливости, а также силовых способностей.
Ключевые слова: студенты, физическая подготовленность, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), военный учебный центр классического вуза.
Литература
- Ахмерова С.Г. Показатели годности к военной службе, мотивационные установки и состояние здоровья юношей допризывного и призывного возраста / С.Г. Ахмерова, А.В. Ляхович, Э.Е. Федин // Вестник новых медицинских технологий. – 2010. – Т. 17, № 3. – С. 184–188.
- Васенков Н. В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов / Н. В. Васенков // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 5. – С. 91–92.
- Горовой В. А. Структурно-функциональная модель и методика организации физической рекреации студентов / В. А. Горовой // Мир спорта. – 2010. – № 4. – С. 68–75.
- Дмитриев Г. Г. Методика развития основных физических качеств у курсантов на начальном этапе обучения в вузе ПВО / Г. Г. Дмитриев, А. А. Катков, И. Ю. Пугачев // Актуальные проблемы военно-профессионального образования и физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации: сб. науч. статей. – СПб.: ВИФК, 2008. № 8. – С. 12–18.
- Ендальцев Б. В. Перспективные научные исследования, выполняемые НИЦ с учетом возникающих проблем в области физической подготовки на современном этапе развития Вооруженных сил Российской Федерации / Б. В. Ендальцев // Новые подходы в теории и практике физической подготовки ВС РФ: матер. науч.-практ. конф. СПб., 2011. – С. 46–56.
- Жаринов Н. М. Физическая подготовленность офицеров, поступающих в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации / Н. М. Жаринов, Ю. К. Демьяненко // Актуальные проблемы военно-профессионального образования и физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации: сб. науч. статей. – СПб.: ВИФК, 2005. – № 6 – С. 267–269.
- Фазлеева Е. В. Основные тенденции в динамике показателей здоровья и физической подготовленности студентов ТГГПУ за последние пять лет / Е. В. Фазлеева // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 4. – С. 87–88.