Психологические аспекты проявления и формирования стилей игровой деятельности теннисистов

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Ю. Иванов
Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования – выявить основные стили игровой деятельности теннисистов и факторы, влияющие на их становление.
Методика и организация исследования. Проведен теоретический анализ информационных источников, посвященных теме исследования.
Результаты исследования и выводы. Автором выделены следующие активные стили ведения игры: универсальный, активный обмен ударами на задней линии, выход к сетке после подачи и быстрое завершение розыгрыша очка у сетки, контратакующий стиль.
Отмечено, что перспективы дальнейшего роста спортивных достижений связаны с индивидуализацией подготовки теннисистов 12-14 лет, выработкой индивидуально стиля деятельности, основанного на достоинствах теннисиста и нивелирующего его недостатки, причем все это должно базироваться на результатах широкого комплекса научных исследований, включающих анализ игровых особенностей, физических возможностей, личностных проявлений и данных тестирования психофизиологических особенностей.

Ключевые слова: cтили игровой деятельности в теннисе, тренеры, теннисисты различного возраста и уровня подготовленности, многолетний процесс спортивной подготовки, психофизиологические и личностные особенности теннисистов, индивидуальные особенности спортсмена и процесса его подготовки.

Литература

  1. Андрющишин И. Ф. Комплексная система психолого-­пе­да­гогической подготовки спортсменов: автореф. дис. … докт. пед. наук / И. Ф. Андрющишин; Казах. акад. спорта и туризма. – Алматы, 2008. – 48 с.
  2. Белиц-­Гейман С. П. Теннис. Школа чемпионской игры и подготовки / С. П. Белиц-­Гейман. – М., 2001. – 153 с.
  3. Виноходова А. Г. Психологическая подготовка / А. Г. Виноходова, В. И. Гущин, Т. С. Иванова // Теннис: учеб. для вузов физ. культуры. – М., 2011. – Ч. 2. – С. 115–158.
  4. Губа В. П. Теннис. Теория и практика подготовки юных теннисистов. (Учебное пособие) / В. П. Губа, Т. С. Иванова, Л. Ю. Иванов, А. Б. Самойлов – М.: Торговый дом «Советский спорт», 2021. – 176 с.
  5. Иванов Л. Ю. Взаимодействие тренера-­капитана и спортсменов в теннисе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Л. Ю. Иванов. – РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) – М., 2011. – 122 с.: ил.
  6. Иванов Л. Ю. Факторная структура индивидуальности теннисиста / Л. Ю. Иванов // Спортивный психолог. – 2011. – № 1 (22). – С. 49–52.
  7. Иванова Т. С. Организационно-­методические основы подготовки юных теннисистов: учеб. пособие / Т. С. Иванова. – М.: Физическая культура, 2007. – 128 с.
  8. Иванова Т. С. Повышение эффективности учебно-­тренировочного процесса теннисистов 14–16 лет на основе учета их индивидуально-­психологических особенностей и технико-­тактической подготовленности / Т. С. Иванова, Л. Ю. Иванов, Нгуен Тхиен Куанг // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. – № 2. – С. 73–76.
  9. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свой­ств нервной системы. – Казань: Казанский университет, 1969. – С. 49.
  10. Козина Ж. Л. Индивидуализация подготовки спортсменов в игровых видах спорта: Монография / Ж. Л. Козина. – Харьков: Точка, 2009. – 396 с.
  11. Кох Э. Р. Оптимизация учебно-­тренировочного-процесса юных теннисистов 12–14 лет с учетом игрового стиля их деятельности / Э. Р. Кох, магистерская диссертация: 49.04.03. – М., 2018. – 78 с.
  12. Нгуен Т. К. Формирование технико-­тактической подготовленности теннисистов 14–16 лет на основе учета индивидуально – психологических особенностей: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Нгуен Тхьен Куанг // Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) – М., 2015. – 167 с.
  13. Пьянов Б. Н. Индивидуальный стиль деятельности в теннисе / Б. Н. Пьянов, А. В. Родионов, И. Ш. Тучашвили // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 6. – С. 60–63.
  14. ITF Play and Stay Implementation Plan. 2008. http://www.tennisplayandstay.com/downloads/Implementation-Plan.pdf.
  15. Woods R. B. Children development: Its impact on the young tennis player. USA Tennis Parent’s Guide /USTA, Key Biscayne. Florida, 2011. pp. 16-22.