Психологическая подготовка борцов с учетом типов темперамента на предсоревновательном этапе

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.С. Кузнецов1
Кандидат педагогических наук, профессор Ф.Х. Зекрин1
Доктор педагогических наук, доцент Р.С. Наговицын1
Г.М. Чернова1
1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, г. Чайковский

Цель исследования – разработать и экспериментально доказать эффективность методики психологической подготовки единоборцев греко-римского стиля на основе учета типов их темперамента на предсоревновательном этапе.
Методика и организация исследования. В эксперименте, проведенном с использованием диагностики, приняли участие 30 борцов греко-римского стиля. Для анализа типов темперамента единоборцев был применен тест Г.  Айзенка. В экспериментальной работе были задействованы борцы греко-римского стиля этапов ССМ и ВСМ.
Результаты исследования и выводы. У спортсменов ЭГ на основе внедрения авторской разработки на предсоревновательном этапе состояние их психической готовности улучшилось статистически достоверно со значимой вероятностью q=0,95. Полученные в эксперименте данные свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по модернизации психологической подготовки борцов греко-римского стиля с учетом индивидуальных свойств их психики.

Ключевые слова: психологическая подготовка, этап предварительной подготовки к соревнованиям, типы темперамента, индивидуальные свойства психики.

Литература

  1. Блеер А. Н. Психологические факторы обеспечения психомоторных действий в единоборствах / А.Н. Блеер // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 2 – С. 28–32.
  2. Гордон С.М. Оценка психологической готовности / С.М. Гордон, А. Б. Ильин // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 2. – С. 45–49.
  3. Григорьянц И. А. Психолого-­педагогическая помощь в деятельности спортсменов / И. А. Григорьянц // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 6. – С. 36–40.
  4. Зебзеев В. В. Индивидуально-­интегральная оценка подготовленности и потенциальных возможностей спортивного резерва в лыжном двоеборье / В. В. Зебзеев, О. С. Зданович, Г. С. Мальцев, Д. И. Иванов // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 5. – С. 20–22.
  5. Зебзеев В. В. Регуляция предстартовых состояний дзюдоистов на этапе совершенствования спортивного мастерства / В. В. Зебзеев, А. Л. Тунев, О. С. Зданович, А. С. Михайлов // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 5. – С. 46–48.
  6. Зекрин Ф. Х. Современные тенденции спортивной подготовки единоборцев в фокусе научного форума / Ф. Х. Зекрин, В. В. Зебзеев, А. Ф. Зекрин // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 5. – С. 56.
  7. Карелин А. А. Структурно-­функциональная модель интегральной подготовленности борца высокой квалификации / А. А. Карелин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2011. – № 9 (79). – С. 58–62.
  8. Кузнецов А. С. Проблема учета индивидуально-­своеобразных свой­ств психики греко-­римского стиля в подготовке к соревнованиям / А. С. Кузнецов, Д. Р. Закиров, Ю. Ю. Крикуха // Педагогико-­психологические и медико-­биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2013. – № 2 (27) – С. 68–79.
  9. Мальцев Г. С. Современные тенденции планирования спортивной подготовки в единоборствах / Г. С. Мальцев, Ф. Х. Зекрин, А. Ф. Зекрин // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 3. – С. 12–14.
  10. Неверкович С. Д. Спортивная деятельность: психические состояния, диагностика, отбор / С. Д. Неверкович, У. Ш. Синденкова // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 5. – С. 43–46.