Структурно-содержательная определенность актуализации видов мышления спортсмена в контексте системно-деятельностного подхода

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Т.К. Ким1, 2
А.А. Плешаков2
Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1
Доктор педагогических наук, профессор Ч.Т. Иванков1
1Московский педагогический государственный университет, Москва
2Московский политехнический университет, Москва

Цель исследования – обоснование сопряженности видов мышления в контексте структурно-содержательных компонентов деятельности спортсмена при реализации интеллектуальных задач в процессе обучения двигательным действиям.
Методика и организация исследования. В ходе научной работы проводилось анкетирование, интервьюирование тренеров по вопросам актуализации видов мышления у подростков-спортсменов в структурных компонентах деятельности. В изучении принимали участие 34 тренера по видам спорта.
Результаты исследования и выводы. Анализ результатов показал, что наибольшими факторными весами при совершенствовании техники вида спорта характеризуются: для понимания значимости процесса совершенствования – стратегическое (0,897); для реализации и корректировки программы поведения – ситуационное /практическое (0,843), прогностическое (0,877), пространственное (0,724), образное (0,766), критическое мышление (0,747). При этом отмечается, что учет особенностей проявления видов мышления у юных спортсменов при реализации интеллектуальных задач спортивной деятельности позволит выявить наиболее проблемные зоны согласованного опережающего задействования видов мышления в отрезках структурных компонентов деятельности и оптимизировать процесс обучения технике двигательных действий, а также совершенствовать индивидуальное технико-тактическое мастерство спортсмена.

Ключевые слова: виды мышления, спортивная деятельность, техника двигательных действий, обучение, совершенствование.

Литература

  1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. – М.: Медицина, 1975. С. 17–59.
  2. Быстрицкая Е. В. Игропедагогика: формирование рефлексивной и проектной культуры / Е. В. Быстрицкая, С. Д. Неверкович // Педагогико-­психологические и медико-­биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2021. – Т. 16. – № 1. – С. 140–147.
  3. Дмитриев С. В. Сфера самосознания спортсмена – парадоксы, новые понятия, новые реальности или TERRA INCOGNITA? / С. В. Дмитриев, С. Д. Неверкович // В сборнике: Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры. Сборник статей. – Нижегородский государственный университет им. К. Минина, 2020. – С. 32–61.
  4. Звездина А. А. Тип мышления как детерминанта поведения в экстремальных ситуациях / А. А. Звездина, О. В. Николаева / В сборнике: Проблемы профессионального развития сотрудников ОВД. Сборник материалов Межведомственной конференции, 2019. – С. 92–96.
  5. Ким Т. К. Структурно-­содержательная организация установок тренера в формировании оперативного мышления у юных спортсменов / Т. К. Ким, Г. А. Кузьменко, И. И. Родькина, А. В. Фёдоров // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 6. – С. 46–48.
  6. Костюнина Л. И. Обоснование системообразующего принципа новой парадигмы спортивной подготовки / Л. И. Костюнина, И. Н. Тимошина, А. Н. Илькин // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 1. – С. 26–28.
  7. Орлов Ю. М. Оздоравливающее мышление. / Ю. М. Орлов. – М.: Спайдинг, 2006. – 96 с.
  8. Чернецкая Н. И. Исследование согласованности отдельных видов мышления с творческим мышлением / Н. И. Чернецкая // Дискуссия теоретиков и практиков. – 2010. – № 3. – С. 73–75.
  9. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. – 239 с.