Совершенствование процесса специальной физической подготовки дзюдоистов 15-16 лет на основе актуализации рефлексивных умений
ˑ:
Е.А. Кабанова1
Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1
Доктор педагогических наук, доцент, профессор Ч.Т. Иванков1
Кандидат педагогических наук, доцент И.С. Марьин1
1Московский педагогический государственный университет, Москва
Цель исследования – выделить методические особенности развития способности к рефлексивному анализу юными дзюдоистами 15-16 лет проблемных зон специальной физической подготовленности.
Методика и организация исследования. В качестве методов исследования мы применяли: педагогическое наблюдение, интервьюирование, семантический, сравнительно-сопоставительный, факторный анализ (Factor Loadings (Varimax raw); определение достоверности прироста результатов методом Wilcoxon Matched Pairs Test, p-level.
Результаты исследования и выводы. Проведенная научная работа позволила констатировать необходимость совершенствования рефлексивных умений дзюдоистов 15-16 лет при анализе проблемных зон специальной физической подготовленности и причин неэффективного исполнения технико-тактического приема или комбинации в опоре на создание педагогических условий гармонизации спортивного поведения, что обеспечивает юному спортсмену более глубокое понимание сущности педагогических рекомендаций и их включение в индивидуальную систему требований к качеству деятельности.
Ключевые слова: юные дзюдоисты, специальная физическая подготовленность, самооценка, рефлексивные умения, установки тренера, конкретизация смыслов, включенность в систему требований.
Литература
- Кабанова Е. А. Проектирование средств воспитания скоростной выносливости у юных дзюдоистов 15–16 лет с учетом индивидуальных трудностей реализации соревновательной деятельности / Е. А. Кабанова, Г. А. Кузьменко // Инновации и традиции в современном физкультурном образовании: сборник трудов Межвузовской научно-практической конференции 22 марта 2017 года / Составитель Т. К. Ким. – М.: МПГУ, 2017. – 474 с. – С. 160–168.
- Лубышева Л. И. Компетентность современного тренера – запас «профессиональной прочности» / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 8. – С. 9.
- Мартын И. А. Рефлексивность спортсменов в игровых видах спорта / И. А. Мартын, А. О. Надеждина, Н. В. Базыкин // Экспериментальные и теоретические исследование в XXI веке: проблемы и перспективы развития. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции: в 3‑х частях. Ростов-на-Дону, 31 мая 2018 года. Изд-во: Южный университет (ИУБиП), 2018. – С. 76–80.
- Хозина С. Р. Теоретические основания построения процесса формирования рефлексивного мышления субъекта в спортивной деятельности / С. Р. Хозина, А. В. Вощинин, С. Д. Неверкович // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2016. – № 6 (136). – С. 242–247.
- Dosseville, F., Laborde, S. & Raab, M. (2011), Contextual and Personal Motor Experience Effects in Judo Referees' Decisions. In: The Sport Psychologist. 25, 1, pp. 67-81. Available at: https://fis.dshs-koeln.de/portal/en/publications/contextual-and-personal...(e206427c-6568-4bda-8d5d-8964800eb613).html (accessed 07.02.2022).
- Kirbschus, K. & Ferrauti, A. (2011), Adaptation of the léger’s fitness test to judo. 16th Annual Congress of the European College of Sports Science . Vol. 16. p. 127. Available at: https://fis.dshs-koeln.de/portal/en/publications/adaptation-of-the-leger...(5a71e701-4c4f-403f-9393-b6e2db5b4b00).html (date of access: 07.02.2022).
- Kirbschus, K. & Vogt, T. (2018), Standardizing a whole-body accustic-based endurance test in U15 German Judo athletes: approaching percentile ranks. Book of Abstracts : 22nd Annual Congress of the European College of Sport Science. Ferrauti, A., Platen, P., Grimminger-Seidensticker, E., Jaitner, T., Bartmus, U., Becher, L., de Marées, M., Mühlbauer, T., Schauerte, A., Wiewelhove, T. & Tsolakidis, E. (eds.). European College of Sport Science, p. 63 1 p. Available at: https://fis.dshs-koeln.de/portal/en/publications/standardizing-a-wholebo...(a96c3511-c892-4ddd-9e47-524ae03a439d).html (date of access: 07.02.2022).