Планирование учебного материала по предмету «Физическая культура» на основе концепции спортивной тренировки
Фотографии:
ˑ:
В.К. Спирин
Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук
В.А. Багина
Кандидат педагогических наук, доцент
И.А. Риссамакина
Аспирантка
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки
Е.А. Попова
Аспирантка
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск
Ключевые слова: планирование, принцип цикличного построения занятий, кумулятивный эффект, физическое воспитание, урок физической культуры.
Введение. Целевая установка развития отечественной системы школьного образования направлена на воспитание личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура в общеобразовательных учреждениях представлена как образовательная область, как учебная дисциплина и отражает общественно значимый заказ на формирование у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, гармонизация телесного и духовного единства обучаемых. Процесс двигательной (физкультурной) активности, выступающий в качестве основного средства целостного развития личности учащихся, может быть таковым при условии тщательного научного осмысления вопросов планирования специфических результатов, содержания и форм построения физического воспитания.
Современная система образования в сфере физической культуры, ориентированная на выполнение требований действующего Государственного стандарта, базируется на различных педагогических концепциях, которые формулируют соответствующие правила к отбору процесса учебного содержания. Деятельность учителя физической культуры постоянно связана с планированием учебного материала, и от того, как он умеет это делать, в определяющей степени зависит успешность достижения целевого результата школьного образования по физической культуре.
Учащимся должна быть предложена система занятий двигательной (физкультурной) деятельностью в соответствии с общеметодическими принципами и принципами, выражающими специфические закономерности построения физического воспитания, направленная на развитие двигательных способностей, формирование специальных физкультурных знаний и осознанной потребности в физкультурных занятиях. Указанная система наиболее разработана в технологии спортивной тренировки. Поэтому адаптированное, научно осмысленное конверсионное проникновение элементов планирования спортивной подготовки в многолетних циклах в процесс физического воспитания является одним из направлений совершенствования организации физкультурной деятельности учащихся [1, 2, 5].
Литература
- Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
- Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 174 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
- Никитушкин В.Г. Методология программно-нормативного обеспечения многолетней подготовки квалифицированных юных спортсменов: автореф. дис. … докт. пед. наук / В.Г. Никитушкин. – М., 1995. – 87 с.
- Спирин В.К. Физическое воспитание на основе вида спорта – новый вектор организации физкультурной активности детей, подростков, молодежи / В.К. Спирин, Д.Н. Болдышев, И.А. Риссамакина // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 5. – С.18–22.
- Теория и методика физической культуры: учеб. для ИФК /Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464с.
- Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.
Информация для связи с автором: spirin_vk@mail.ru
Поступила в редакцию 12.01.2014 г.