Направленность специальной физической подготовки специалистов управления воздушным движением с учетом профессионально значимых психофизиологических качеств

ˑ: 

Кандидат биологических наук С.В. Разновская1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Б. Парамзин2
Кандидат педагогических наук, доцент И.Ю. Пугачев3
Кандидат педагогических наук А.Л. Юрченко4
1Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск
2Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С.М. Штеменко, Краснодар
3Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, Тамбов
4Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Цель исследования – определение направленности специальной физической подготовки в учебных заведениях, готовящих специалистов операторского профиля авиационных служб, на основе выявления модельных квалификационных характеристик показателей психофизиологических качеств профессиональной готовности выпускников.
Методика и организация исследования. На основании анализа специальной литературы, анкетного опроса специалистов наземных служб управления воздушным движением определен перечень профессионально значимых психофизических качеств: внимание, мышление, память, быстрота в действиях, координация в точности движений и способы их развития, а также диапазон модельных квалификационных характеристик данных качеств.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что основным направлением в определении методики проведения специальной психофизической подготовки является комплексный подход в использовании средств общей, специальной и психофизиологической подготовки, в основе которого лежит теория положительного и целенаправленного переноса от физических к специальным и далее – к психофизиологическим способностям.

Ключевые слова: модель, квалификационные требования, оператор, управление, психофизическая подготовка.

Литература

  1. Болотин А. Э. Содержание педагогической модели формирования готовности курсантов вузов государственной противопожарной службы МЧС России к профессиональной деятельности с использованием средств физической подготовки / А. Э. Болотин, С. С. Аганов, М. С. Довженко // Медико-­биологические и социально-­психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2015. – № 3. – С. 93–103.
  2. Караван А. В. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного физического развития студентов вузов / А. В. Караван, А. Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 9. – С. 5–7.
  3. Мащенко О. В. Повышение физической работоспособности и выносливости девушек в армейском гиревом рывке средствами кроссовой подготовки / О. В. Мащенко, В. Б. Парамзин, С. В. Разновская и др. // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 5. –С. 45–47.
  4. Пугачев И. Ю. Педагогическая интеграция научных представлений о физической работоспособности студентов / И. Ю. Пугачев // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2014. – № 2. – С. 95–107.
  5. Пугачев И. Ю. Актуальность оценки уровня профессиональной работоспособности обучающихся на фоне утомления средствами физической культуры / И. Ю. Пугачев, О. С. Васильченко, В. Б. Парамзин и др. // Современный ученый. – 2021. – № 2. – С. 123–128.