Формирование экономико-правовой ответственности будущего тренера-преподавателя

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.А. Саламатов1, 2
С.А. Михайлов3
1Челябинский государственный университет, Челябинск
2Челябинский филиал института экономики УрО РАН, Челябинск
3Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально доказать значимость для будущего тренера-преподавателя и эффективность формирования у него экономико-правовой ответственности.
Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Уральского государственного университета физической культуры (г. Челябинск), а также его филиалов в г. Екатеринбурге и г. Уфе. В рамках исследования проведен теоретический анализ, в ходе которого фиксировалась интериоризация экономико-правовой ответственности и амплификация профессионально-важных качеств у будущих тренеров-преподавателей. Также состоялся контрольный эксперимент, результатом которого явилось определение эффективности педагогических условий и разработка рекомендаций по формированию экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя.
Результаты исследования и выводы. Авторы выделяют следующие структурные компоненты рассматриваемого качества личности: когнитивный, аксиологический, нормативно-правовой и рефлексивно-результативный. С целью организации процесса формирования экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя была разработана соответствующая педагогическая модель, которая включала целевой, концептуальный, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный блоки; предполагала реализацию аналитического, корректирующего, инструментального, критериального модулей; опиралась на общенаучные (научности и связи теории с практикой, системности, субъективной интеграции, проблемности, природосообразности) и специфические (амплификации профессиональной субъективности, совместимости и дополнительности экономики и права, экономической обусловленности и правовой гарантии профессиональной реализации, личностного ориентирования, позитивного преображения) принципы формирования экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя. Для эффективного функционирования модели формирования экономико-правовой ответственности у будущего тренера-преподавателя выявлены педагогические условия.

Ключевые слова: экономико-правовая ответственность, тренер-преподаватель, профессиональная подготовка в вузе спортивного профиля.

Литература

  1. Большакова О. Н. Проблема формирования профессиональной ответственности студентов вуза / О. Н. Большакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 102 – С. 24–31. – EDN KHNSJH.
  2. Заплетина С. Н. Формирование социальной ответственности как компонента профессиональной компетенции в подготовке менеджеров / С. Н. Заплетина, В. В. Заплетин // Вестник Международного института рынка. – 2016. – № 2. – С. 52–56.
  3. Косенко С. С. Формирование нравственно-­экономической ответственности старшеклассников: дис. … канд. пед. наук / С. С. Косенко. – Челябинск, 2006. – 189 с. – EDN NNYUVD.
  4. Кузнецов С. А. Формирование правовой культуры специалистов в области адаптивной физической культуры, спорта и туризма / С. А. Кузнецов // Современное общество, образование и наука: сборник материалов конференции. – Тамбов, 2013. – С. 46–47. – EDN SVGIAB.
  5. Куницына С. М. Модель формирования ответственности у студентов в целостном образовательном процессе педагогического вуза / С. М. Куницына // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2009. – № 4. – С. 450–454. – EDN MTIZCN.
  6. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева. – М.: Академия, 2001. – 237 с.
  7. Михайлов С. А. Педагогическая модель формирования эко­но­ми­ко-­пра­вовой ответственности будущего тренера-­преподавателя / С. А. Михайлов // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 2. – С. 98–107. – EDN OKYYBS.
  8. Пономарева В. В. Формирование экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности / В. В. Пономарева, Е. А. Чуб // Технолого-­экономическое образование. – 2021. – № 14. – С. 38–41. – EDN OILKCA.
  9. Рапопорт Л. А. Инструменты управления реализацией государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне / Л. А. Рапопорт, А. С. Маркова // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 2. – С. 74–76. – EDN YREYNC.
  10. Росенко Н. И. Формирование экономико-­правовой культуры у студентов вузов в рамках факультативной дисциплины / Н. И. Росенко // Гуманитарные науки. – 2018. – № 1 (41). – С. 151–156. – EDN YUPQYI.
  11. Саламатов А. А. Модель онтологической рефлексии формирования эколого-­экономических ценностных ориентаций в процессе профессионального образования / А. А. Саламатов, Д. С. Гордеева // Образование и наука. – 2020. – Т. 22. – № 2. – С. 53–76. – EDN ALDCLU.
  12. Хлимановская О. В. Педагогические технологии формирования экономико-­правовой культуры старшеклассников / О. В. Хлимановская // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – № 5. – С. 200–208. – EDN OZHEIB.
  13. Шаманова А. Ю. Концепция формирования врача-­специалиста / А. Ю. Шаманова, О. В. Пешиков // В мире научных открытий. – 2010. – № 4–18 (10). – С. 167–168. – EDN NCXQTV.
  14. Banakar R. Comparative Law and Legal Cultures Normativity in Legal Sociology: Methodological Reflections on Law and Regulation in Late Modernity Cham. Springer International Publishing, 2015. pp.145-168.
  15. Mai K. College students' legal awareness cultivation and education based on the characteristics of the new era. Educational sciences: theory and practice. 2018. Vol. 18. No. 6. pp. 3456-3462.
  16. Salamatov A.A., Gordeeva D.S. Determination of the quality of life of society by the ecological and economic orientation of the individual's personality. Perspektivy Nauki i Obrazovaniya. 2021. No. 5 (53). pp.  48-65.