Профессионально-личностные качества тренера – базисный вектор успешности спортсмена
ˑ:
Современный спорт требует своевременного раскрытия спортивного таланта юного спортсмена. Дальнейший успех его выступлений во многом обусловлен не только уровнем профессиональных знаний и умений тренера, но и развитием личностных качеств спортивного педагога: воли, дисциплинированности, способности к творческому общению. По сути, детский тренер – это прежде всего педагог, которому доверено воспитание и социализация юного спортсмена. Известно, что нельзя формировать у учеников уважительное отношение к труду, если сам тренер проявляет недобросовестность, опаздывает на занятия, отменяет тренировки, бывает несобранным. Поэтому спортивный педагог обязан постоянно осуществлять самоконтроль и предъявлять к себе высокие требования. Изучение личностных качеств спортивного тренера следует начинать с сущностной характеристики самой личности, включающей по меньшей мере четыре основных компонента.
Первый компонент представлен нравственными качествами личности спортивного тренера, которые определяют мотивационную направленность его деятельности, устойчивое стремление передать накопленный спортивный опыт ученикам. Жизненная активность спортивного педагога, его убежденность и увлеченность профессией, отдача своему ремеслу, а также творческое отношение к профессиональной деятельности воспитывает у юного спортсмена желание подражать своему наставнику. Данный личностный компонент формируется под влиянием ценностей современного общества.
Второй компонент содержит приобретенные в процессе профессиональной деятельности способности – профессионально-деловые качества, которые обусловлены, в том числе и преемственностью традиций, сложившихся в спортивном коллективе.
К профессиональным качествам следует отнести дидактические способности, умение доступно объяснять задания, мотивировать учеников к занятиям, а также самостоятельному выполнению ими заданий. Такая организаторская функция невозможна без формирования академических способностей – стремления к получению новых знаний и использованию инновационных технологий спортивной подготовки. Организация тренировочного процесса обусловлена и психологической направленностью тренера на эмоциональную сферу ученика, предполагающую умение наблюдать и понимать психическое состояние юных спортсменов. Важную роль в профессиональной деятельности тренера играют речевые способности доступно и понятно для занимающихся донести методику выполнения технических приемов с учетом возрастных особенностей учеников. Планирование, организация, контроль, коммуникация в процессе занятия и подготовки к нему требуют высокого уровня управленческих способностей тренера.
Третий компонент личностных характеристик тренера представляет собой индивидуально-психологические черты, такие как память, ум, мышление, воля, эмоция и др.
Четвертый компонент связывается со специфическими свойствами личности тренера, такими, как темперамент, возраст и т.п., которые придают ему личностную индивидуальность, креативность, усиливая его профессиональные способности.
Формирование компонентного состава личностных качеств тренера должно опираться на базовые общечеловеческие ценности: гуманизм, доброту, любовь к людям, честность, чувство долга, ответственность, трудолюбие и др.
На различных этапах спортивной подготовки профессионально-личностные качества проявляются по-разному. На начальном этапе приоритетным в деятельности тренера будет формирование мотивации юных спортсменов к занятиям спортом. Поэтому от спортивного наставника требуется наличие таких качеств, как стремление и умение заинтересовать юного спортсмена высокими достижениями спортивных результатов.
Период начальной спортивной подготовки характеризуется значительными физическими нагрузками, что зачастую требует проявления авторитарных способностей тренера, подразумевающих наличие непреклонности и определенной жесткости.
Последующие этапы спортивной подготовки, когда спортсмены уже могут тренироваться в самостоятельном режиме, тренер должен уметь организовать систематический контроль за выполнением тренировочных нагрузок. В то же время содержание занятий становится вариативным за счет проявления креативных способностей спортивного педагога.
Актуальность проблемы развития профессионально-личностных качеств тренера подчеркивается в первой статье «Перспективы», подготовленной исследовательской группой из Тюмени под руководством профессора И.В. Манжелей. На основе социологического анализа результатов опроса тренеров детско-юношеских спортивных школ, юных спортсменов и их родителей показано, что все субъекты спортивной школы высоко оценивают тренера, отдавая предпочтение таким личностным качествам, как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, рассматривая его в первую очередь в качестве педагога-воспитателя. Кроме того, для тренеров и родителей важны технико-тактическая, психологическая компетентность и самоконтроль тренера, а для спортсменов-подростков и их родителей – справедливость тренера.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что мастерство спортивного тренера определяется высоким уровнем профессионально-личностных качеств. Вместе с тем, тренер должен соответствовать социокультурной современности. Это означает, что спортивный педагог обладает способностью изучать и адекватно воспринимать молодежные субкультуры и преподносить себя как человека, относящегося к одной эпохе с молодыми спортсменами, понимая свою важную роль в реализации идеологии спортивного образа жизни современного общества.
Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева