Сравнительный анализ гендерных особенностей изменения творческого потенциала студентов спортивного факультета в условиях образовательной среды университета

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун
Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун
Кандидаты педагогических наук, доценты В.В. Апокин, О.В. Булгакова
Сургутский государственный университет, Сургут

Ключевые слова: творческий потенциал, самооценка, гендерные предпочтения, образовательная среда.

Нарождающаяся модель общественного развития ставит совершенно новые задачи и перед обществом, и перед высшим образованием, а значит, можно с полным основанием говорить о необходимости создания новой креативной педагогики, базирующейся на философии творчества, нацеленной на решение фундаментальных социально-педагогических задач, которые обеспечили бы переход от принципа «Образование на всю жизнь» к принципу «Образование через всю жизнь».

Эта задача в полной мере может быть отнесена и к спортивному образованию, поэтому одним из приоритетов в подготовке спортсменов высокой квалификации становится активация творческого потенциала личности тренера с ярко выраженной активной субъектной позицией, способного быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. Достижение этого требует пересмотра этических и культурных аспектов образования и как следствие нового подхода к оценке творческого потенциала личности, поскольку сегодня существует целый ряд теоретических соображений по поводу понимания творческой деятельности, понятий «творчество», «творческий потенциал», «творческое мышление» [2, 3, 1, 4, 9].

Мы полагаем, что базовым напряжением человека и в этом случае источником его жизненного удовлетворения и развития является стремление к собственной значимости, которое проявляется в особенностях регуляции человеком и своей жизнедеятельности, и конкретной творческой деятельности [10]. Поэтому содержание нашего подхода к пониманию творчества будет заключаться в понятии «значимость» и соответственно мы творческий потенциал будем рассматривать, как «стремление к собственной значимости», «культивирование значимости собственной личности», что подчеркивает главную идею, а именно стремление человека к самоценности [5].
 

Литература

  1. Альтшуллер Г.С. Психология изобретательского творчества / Г.С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро // Вопросы психологии. – 1956. – №  6. – С. 37–49.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  3. Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера. Ч. 2 / Л.С. Выготский // Собр. соч. – М., 1984. – С. 321.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002. – С. 166.
  5. Повзун В.Д. Возможности образовательной среды университета в развитии творческого потенциала студентов спортивного факультета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. – 2013 – № 1 – С. 94–95.
  6. Повзун В.Д. Сравнительный анализ и пути развития творческого потенциала студентов спортивного факультета в условиях образовательной среды университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин  // Теория и практика физ. культуры. – 2013 – № 7 – С. 85–88.
  7. Повзун В.Д. Психологические характеристики творческого потенциала студента и их изменения в образовательном пространстве университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, Н.Л. Иванова // Теория и практика физ. культуры. – 2013 – № 9 – С. 83–86.
  8. Повзун А.А Оценка уровня полоролевой социализации студентов факультета физической культуры на основе самоанализа их гендерных предпочтений / А.А. Повзун, В.В. Апокин, Ю.А. Мулюкина // Теория и практика физ. культуры. – 2012 – № 2 – С. 85–87.
  9. Сальников В.А. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности / В.А. Сальников // Теория и практика физ. культуры, 2002. – № 4. – С. 16-20.
  10. Шаров А.С. Психология познания человека / А.С. Шаров. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1994. – 130 с.
  11. Шаров А.С. Система ценностных ориентаций, как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: дис... докт. психол. наук. – Новосибирск, 2000. – 383 с.

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 20.03.2014 г.