Особенности соревновательной деятельности у инструментальных и экспрессивных лидеров студенческих баскетбольных команд

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Еремин1
Доктор педагогических наук, доцент В.А. Кудинова2
Кандидат педагогических наук, доцент М.Н. Комаров1
Кандидат военных наук, доцент В.И. Шарагин3
1Российский государственный социальный университет, Москва
2Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград
3Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Цель исследования – выявить особенности соревновательной деятельности у инструментальных и экспрессивных лидеров студенческих баскетбольных команд.
Методика и организация исследования. В работе по шкале Кеттела определяли показатели лидерства, эмоционального проявления и результативности, распределяли баскетболистов на инструментальных и экспрессивных лидеров. Показатели физической подготовленности выявляли по результатам основных тестовых заданий, соревновательной деятельности – сыгранное время, броски с игры, штрафные броски, передачи и перехваты, подбор мяча на своем и чужом щитах, фолы. В исследовании принимали участие 156 баскетболистов вузов Москвы.
Результаты исследования и выводы. Инструментальные лидеры показывали более высокие результаты (пятипроцентный уровень значимости) в сравнении с показателями спортсменов остальной группы спортсменов в кистевой динамометрии, подтягивании на перекладине, прыжке в длину с места, метании набивного мяча. Экспрессивные лидеры результативнее выполняли челночный бег 3x10 м, проводили больше бросков с игры (15,4 броска), имели наибольший показатель результативности бросков (48,5%), выполняли больше результативных передач (7,9 передачи). Инструментальные лидеры успешнее перехватывали мячи (12,6 перехвата), делали меньше ошибок при ведении и передаче мяча (7,4 ошибки). Выявлены существенные различия в физической подготовленности и результатах соревновательной деятельности баскетболистами студенческих команд между инструментальными и экспрессивными лидерами и ведомыми, которые следует учитывать в тренировочном процессе и соревновательной деятельности.

Ключевые слова: студенты-баскетболисты, физическая подготовка, соревновательная деятельность, инструментальные и экспрессивные лидеры.

Литература

  1. Елевич, С.Н. Динамика специальной подготовленности баскетболистов высокой квалификации в соревновательном периоде годичного цикла: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2004. – 27 с.
  2. Казаков, Д.А. Взаимосвязь баскетболистов различного возраста и игрового амплуа / Д.А. Казаков А.В. Романова, М.В. Еремин, М.Н. Комаров // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 7. – С. 45-46.
  3. Карпов, В.Ю. Содержание технической подготовки спортсменов в игровых видах спорта / В.Ю. Карпов, Р.Е. Петрунин, А.В. Родин // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. – 2011. – № 4 (18). – С. 271-273.
  4. Родионов, А.В. Общая психологическая подготовка спортсменов высокого класса / А.В. Родионов // Актуальные проблемы спортивной науки в подготовке спортсменов к олимпийским играм: материалы междунар. конф. – Минск: ЗАО «Веды», 2004. – С. 21-26.