Функциональное состояние мальчиков с разной двигательной подготовленностью в условиях интенсивного использования цифровых технологий

ˑ: 

Доктор биологических наук И.А. Криволапчук1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент М.Б. Чернова1
1Институт возрастной физиологии РАО, Москва
2Государственный университет управления, Москва

Цель исследования – выявить особенности функционального состояния мальчиков 8-9 и 10-11 лет с разной ДП в условиях интенсивного использования цифровых технологий.
Методика и организация исследования. В эксперименте участвовали 120 школьников 8-9 лет и 180 – 10-11 лет, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Интенсивность использования цифровых технологий определяли по величине «экранного времени». Уровень цифровизации изучали на основе расчета предложенного нами модифицированного индекса информатизации (Imod).
Результаты исследования и выводы. На основе результатов популяционного и экспериментального исследований установлено, что мальчики 8-9 и 10-11 лет с высоким уровнем развития двигательных способностей в условиях интенсивного использования цифровых технологий в режиме дня характеризуются более благоприятным функциональным состоянием (ФС) организма по сравнению со сверстниками с недостаточной двигательной подготовленностью. Определена специфика влияния общей и силовой выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей на показатели вегетативного баланса, адаптационных возможностей организма, мышечной работоспособности и физического развития детей с высоким индексом информатизации условий жизнедеятельности. Выявлены возрастные особенности влияния уровня развития ключевых двигательных способностей на рассматриваемые аспекты ФС.

Ключевые слова: цифровые технологии, модифицированный индекс информатизации, двигательные способности, функциональное состояние, мышечная работоспособность.

Литература

  1. Баевский, Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем / Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов, А.П. Гаврилушкин и др. // Вестник аритмологии. – 2002. – № 24. – С. 65–86.
  2. Баранцев, С.А. Формирование кинематической структуры ациклических локомоций и биоэнергетики мышечной системы мальчиков школьного возраста / С.А. Баранцев, В.В. Зайцева, Д.М. Пискова // Новые исследования – 2009. – № 3 (20). – С. 62–72.
  3. Cabanas-Sánchez V., Martínez-Gómez D., Esteban-Cornejo I., Pérez-Bey A., Castro Piñero J., Veiga O.L. Associations of total sedentary time, screen time and non-screen sedentary time with adiposity and physical fitness in youth: the mediating effect of physical activity. J Sports Sci. 2019. Vol. 37. No. 8. pp. 839-849.
  4. Carson V., Lee E.Y., Hesketh K.D., Hunter S., Kuzik N., Predy M., Rhodes R.E., Rinaldi C.M., Spence J.C., Hinkley T. Physical activity and sedentary behavior across three time-points and associations with socialskills in early childhood. BMC Public Health. 2019. Vol. 19. No. 1. pp. 27-34.
  5. Emm-Collison L.G., Lewis S., Reid T., Matthews J., Sebire S. J., Thompson J.L., Salway R., Jago R. Striking a Balance: Physical Activity, Screen-Viewing and Homework during the Transition to Secondary School. Int J Environ Res Public Health. 2019. Vol. 16. No. 17. p. 3174.
  6. Guerrero, M.D. Screen time and problem behaviors in children: exploring the mediating role of sleep duration. M.D. Guerrero, J.D. Barnes, J.P. Chaput, M.S. Tremblay. Int J Behav Nutr Phys Act. 2019. Vol. 16. pp. 105-109.
  7. Hardy L.L., Ding D., Peralta L.R., Mihrshahi S., Merom D. Association Between Sitting, Screen Time, Fitness Domains, and Fundamental Motor Skills in Children Aged 5-16 Years: Cross-Sectional Population Study. J Phys Act Health.