Памяти В.К. Бальсевича посвящается

26 мая 2022 года накануне 104 годовщины со дня образования Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ, Москва) состоялся научный симпозиум «Консолидация естественно-научного знания и социокультурной практики в сфере физической культуры и спорта, посвященного памяти В.К. Бальсевича».

В научном мероприятии, которое прошло в смешанном формате, приняли участие более 45 ведущих ученых и практиков из 15 регионов Российской Федерации, из них – 18 докторов наук, 21 – кандидаты наук, преподаватели и аспиранты. Всего было сделано 7 установочных и 25 дискуссионных докладов.

С приветственными словами к участникам симпозиума обратились и.о. ректора РГУФКСМиТ академик РАО  С.Г. Сейранов, проректор по научно-исследовательской работе, профессор М.В. Жияр, заведующий кафедрой истории цивилизации, физической культуры и спорта, философии и социологии, профессор  Н.Ю. Мельникова. В выступлениях  был отмечен значительный вклад член-корр. РАО В.К. Бальсевича  в развитие спортивной науки и физического воспитания подрастающего поколения, а также  важность сложившиейся традиции проведения данного научного мероприятия в деле сохранения преемственности поколений ученых  и  обмена опытом исследований отечественных  научно-педагогических  школ.

В рамках научного симпозиума на обсуждение участников были вынесены следующие ключевые направления, требующие дальнейшей разработки: актуальные вызовы современного естественно-научного знания и социокультурной практики в сфере физической культуры и спорта; трансформация ценностей олимпийского спорта в условиях современного социума; социально-философские и исторические аспекты развития современного спорта и физической культуры; социокультурная динамика технологических решений в физическом воспитании и спортивной подготовке. 

Особый интерес участников симпозиума вызвали установочные доклады, связанные с конверсионным  использованием  спортивных технологий в физическом воспитании подрастающего поколения, основанном на идее спортизации. Профессором Л.И. Лубышевой (Москва) отмечено, что в рамках спортизированного подхода, основой для конверсионных проникновений наряду с технологиями спортивной тренировки может служить соревновательный принцип, а именно, организация соревнований для подрастающего поколения. Таким образом, заданный ученым мейнстрим  дальнейших исследований в области спортизированного физического воспитания сфокусировал внимание на феномене соревновательности как одной из основных составляющих спортивной деятельности.

В развитие данной темы практическим опытом этапной реализации спортизации физического воспитания студентов поделилась в своем выступлении д.п.н. Н.В. Пешковой (Сургут).  Ею обозначено, что для повышения эффективности процесса большое значение имеет рационально организованная спортивная подготовка, которая позволяет достигать необходимой степени готовности студентов  к соревновательной деятельности.

Возможность участия в соревновательном процессе занимающимся с разным уровнем физических способностей предоставляют  проекты спортизации «соревнования для всех», которые проходят в виде  различных фестивалей и  служат социальным механизмом, вовлекающим население в спортивный образ жизни В этой связи актуальным стал доклад профессора из Тюмени И.В. Манжелей на тему:  «Спорт для всех» как инструмент воспитания подрастающего поколения, раскрывающей социально важные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, которые он решает. 

 В своем докладе профессор С.И. Логинов (Сургут, Владимир) актуализировал проблему понятийного аппарата спортивной науки, в частности, определения и содержания понятия «физической активности» и его понимания педагогической наукой, биологией и медициной. Приводится анализ библиографии, характеризующей разные подходы гуманитарных и естественных научных дисциплин к феномену физической активности. Показано, что кинезиология выступает объединительной платформой, на которой можно успешно сотрудничать специалистам, изучающим человека в движении. Предложено унифицировать и закрепить в научном обиходе понятие «физическая активность», что позволит интегрировать отечественную кинезиологию человека в международное научное сообщество.   

Проблему использования цифровых технологий современным обществом и их влияние на двигательную активность человека актуализировал в своем выступлении д.ф.н. В.А. Баранов (Москва).             

Продолжили научное мероприятие дискуссионные выступления молодых ученых о перспективах развития методологии спортизации и кинезиологического знания.

По итогам симпозиума участниками единодушно была принята резолюция.

ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ СИМПОЗИУМА

«КОНСОЛИДАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЗНАНИЯИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ И СПОРТА», посвященного памяти В.К. Бальсевича

26 мая 2022 г.

В ходе симпозиума на обсуждение были вынесены следующие ключевые проблемы, требующие дальнейшей разработки:

  • Актуальные вызовы современного естественно-научного знания и социокультурной практики в сфере физической культуры и спорта.
  • Трансформация ценностей олимпийского спорта в условиях современного социума.
  • Социально-философские и исторические аспекты развития современного спорта и физической культуры.
  • Социокультурная динамика технологических решений в физическом воспитании и спортивной подготовке.

Идея спортизации зарождалась на основе конверсии высоких спортивных технологий в систему физического воспитания, выдвинутой В.К. Бальсевичем в конце 90-х годов.

Основой для конверсионных проникновений может служить адаптирование высоких технологий спортивной подготовки к потребностям  и условиям физического воспитания детей, подростков и молодежи. Данный механизм выражается в творческом переносе  передовых методик, наработанных в области спорта в практику физического воспитания. Ценностный потенциал спортивной подготовки уникален, поскольку прошел многократную проверку и отбор на самых разных уровнях спортивной подготовки атлетов

Модернизация физического воспитания образовательных учреждений на основе концепции спортизации показала широкий спектр возможностей в привлечении  обучающихся к спортивной деятельности, в формировании условий для их успешной социализации. Инновационная сущность трансформации  методологии  спортизации заключается прежде всего в совершенствовании педагогического процесса, направленного на освоение ценностей спортивной культуры с учетом личностных мотивов обучающихся и свободы выбора спортивной специализации.

Осмысление понятия спортивной культуры позволяет актуализировать культурологический вектор концепции спортизации, акцентируя личностно-ориентированный подход на духовное воспитание и  ценностное становление личности. Аксиологический компонент, являющийся нормативным ядром личности, служит системообразующим элементом в спортивной культуре и  определяет специфику проявления остальных составляющих ее структуры. В то же время развитие компонентов спортивной культуры укрепляет нравственный ценностный стержень личности и в непрерывном процессе их взаимовлияния обеспечивает ее становление.

Спорт в нынешнем виде детерминирует разногласие теоретиков и экспертов относительно его определения по отношению к физической культуре.

По нашему мнению, на сегодняшний день актуальным для обоснования социокультурной функции спорта  является проблема развития спортивной культуры, эффективное формирование которой возможно в условиях соревновательной деятельности. Вместе с тем, «большой» спорт удаляется от культуры, демонстрируя предельные возможности человека в достижении рекордов, использующих наиболее репрессивные способы спортивной подготовки атлетов. Спорт, ставший сферой зрелищ и  развлечений для неспортивной публики, сексуальной сублимацией,  поддержкой  политических амбиций правителей, бизнесструктур,  искажает суть и культурологический смысл соревновательной деятельности.

В расширении спортизированного подхода к развитию двигательной функции человека, предложенного В.К. Бальсевичем, формирование культурологического направления позволит совершенствовать как физические, так и социальные  качества человека в соответствии с современными вызовами.

Предложенный культурологический дискурс концепции спортизации расширяет возможности спорта  для воспитания и социализации подрастающего поколения.

По итогам обсуждения докладов, представленных на симпозиуме, выработаны следующие рекомендации для повышения эффективности деятельности научных редакций, усиления научно-исследовательской работы НИИ, образовательных учреждений сферы физической культуры и спорта:

1. Журналу «Теория и практика физической культуры» принять к рассмотрению предложения, полученные в ходе дискуссии, и актуализировать рубрики журнала в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей.

2. Образовательным учреждениям спортивного профиля усилить разработку направлений, связанных с консолидацией естественно-научного знания и социокультурной практики в сфере физической культуры и спорта.

3.  РГУФКСМиТу как инновационному вузу активно формировать новые научно-педагогические школы, направленные на разработку и уточнение понятийного аппарата спортивной науки, с активным привлечением к исследованиям аспирантов, магистрантов и бакалавров .

5. Гуманитарным кафедрам высших образовательных учреждений, НИИ спортивного профиля разрабатывать концептуальные основы спортивной культуры, основанные на методологии спортизации, а также проводить конкретные социологические исследования по социокультурным трансформациям современного спорта.

6. Кафедре истории цивилизации, физической культуры и спорта, философии и социологии РГУФКСМиТ ведущими направлениями спортивной науки определить исследования, связанные с  интеграцией естественно-научного и социокультурного знания в области физической культуры и спорта, которые задают новый вектор развития теории и практики и являются главным ресурсом научно-методического сопровождения отрасли.

7. Научно-организационному управлению РГУФКСМиТ включить в план научных мероприятий 2023 г. :

ходатайствовать перед ученым советом РГУФКСМиТ об объявлении 2022 - 2023 учебного года «Годом кинезиологии» и установке на «Аллее героев спорта» бюста член-корр. РАО, доктора биологических наук, профессора, заслуженного работника физической культуры РФ   Вадима Константиновича Бальсевича за заслуги, связанные с развитием спортивной науки и созданием онтокинезиологической научной школы.

Участники симпозиума выражают благодарность руководству РГУФКСМиТ за возможность организации дискуссии по развитию новых социокультурных направлений спортивной науки.   

Симпозиум наглядно продемонстрировал, что научное наследие В.К. Бальсевича продолжает развиваться, является методологическим фундаментом современных исследований.

Доктор педагогических наук,

профессор                                                                          Л.И. Лубышева