Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка спортивно одаренных детей: научные исследования и мнение тренеров

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Мушкина1
Доктор педагогических наук, доцент М.А. Мазниченко1
Кандидат педагогических наук, доцент О.П. Садилова1
О.А. Михалькова1
1Сочинский государственный университет, Сочи

Цель исследования – выявление представлений тренеров о целях и содержании психолого-педагогического сопровождения и поддержки спортивно одаренных детей.
Методика и организация исследования. В анкетировании приняли участие 68 тренеров по дзюдо из различных регионов России, проходивших программу повышения квалификации на базе Сочинского государственного университета.
Результаты исследования и выводы. Российские ученые в целевые ориентиры и содержание психолого-педагогического сопровождения одаренных детей включают систематический мониторинг спортивных способностей, спортивных и учебных результатов, создание условий для развития различных сфер личности, оказание помощи в обучении, в налаживании взаимоотношений со сверстниками, организацию исследовательской активности. Тренеры наиболее важной считают профилактику стресса, психических расстройств и заболеваний, вызванных чрезмерными физическими нагрузками. Им необходимо повышение квалификации в вопросах психолого-педагогической поддержки одаренных детей в форме семинаров.

Ключевые слова: одаренные дети, спортивная одаренность, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическая поддержка, содержание поддержки, представления тренеров.

Литература

  1. Гордеев, И.В. Педагогические условия развития спортивно одаренных студентов / И.В. Гордеев, О.Б. Капичникова, Е.Н. Гордеева и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 10 (188). – С. 96–99.
  2. Ефремова, О.И. Психолого-педагогические проблемы обучения спортивно одаренных школьников / О.И. Ефремова, А.А. Якобчук // Психология способностей и одаренности: Материалы всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.А. Мазилова. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. – С. 171–174.
  3. Зарудская, М.Р. Особенности обучения детей со спортивной одаренностью в условиях массовой школы / М.Р. Зарудская // Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка: проблемы, направления, подходы, условия: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. С.В. Пазухиной, С.А. Филипповой. Чебоксары: Среда, 2020. – С. 100–104.
  4. Корнеева, Е.Н. Психологическое сопровождение формирования и развития спортивной одаренности / Е.Н. Корнеева // Психология способностей и одаренности: Материалы всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.А. Мазилова. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. – С. 290–293.
  5. Mikhailova D.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie sportivno odaryonnyh detej kak predmet nauchnogo analiza [Pedagogical support of sports gifted children as a subject of scientific analysis]. Proceedings final scientific-practical conf. faculty of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, dedicated to the "Day of Russian Science". St. Petersburg: Nacionalnyj gosudarstvennyj universitet fizicheskoj kultury, sporta i zdorovya im. P.F. Lesgafta publ., 2019. pp. 278-280.
  6. Juriana Ju., Rahmawati Yu., Sumantri M.S., Hidayat D.R. An Analysis of the Factors involved in Providing Parental Support for Developing Sport Talent in Early Childhood. International Journal of Human Movement and Sports Sciences. 2021. № 9 (4). pр. 682-696. Available at: http://www.hrpub.org. DOI: 10.13189/saj.2021.090412.