Оценка спортивной одаренности детей на основе индивидуально-типологического подхода

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Ю.Ф. Курамшин1
Доктор педагогических наук, доцент О.А. Двейрина1
Кандидат педагогических наук, доцент В.С. Терехин1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – разработать и научно обосновать модель оценки спортивной одаренности при проведении спортивной ориентации и отбора на основе индивидуально-типологического подхода.
Методика и организация исследования. Научный эксперимент проводился на базе Центра тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей «НГУ им. П.Ф. Лесгафта», Санкт-Петербург. В ходе исследования применялась комплексная оценка общей и специальной спортивной предрасположенности, состоящая из генетических, морфофункциональных, психологических и моторных критериев.
Результаты исследования и выводы. Разработана модель оценки спортивной одаренности при проведении спортивной ориентации и отбора на основе индивидуально-типологического подхода, включающая три основных блока: медико-биологический, психологический и спортивно-педагогический. Модель прошла апробацию на различных контингентах обследуемых – детей дошкольного и школьного возраста и спортсменах. Результаты ее опытной проверки подтвердили эффективность данного подхода к оценке спортивных способностей и их своеобразия.

Ключевые слова: спортивная ориентация, спортивный отбор, спортивная одаренность, типологизация спортивных способностей.

Литература

  1. Бакулев С.Е. Создание центров тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей – один из путей модернизации системы подготовки спортивного резерва / С.Е. Бакулев, Ю.Ф. Курамшин, А.В. Калинин // Спорт, человек, здоровье. VIII Международный конгресс, 12-14 октября 2017 года, Санкт-Петербург, Россия: материалы конгресса. – Санкт-Петербург, 2017. – С. 445–448. 
  2. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта: монография / В.П. Губа. – М.: Советский спорт, 2008. – 304 с.
  3. Иссурин В.Б. Спортивный талант: прогноз и реализация: монография / В.Б. Иссурин. – М.: Спорт, 2017. – 240 с.
  4. Курамшин Ю.Ф. Индивидуально-типологический подход при диагностике спортивной одаренности детей // Проблемы физкультурного образования учащейся молодежи на рубеже ХХI в.: сб. науч. тр. – Санкт-Петербург, 1999. – С. 99–101.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2018 г. № 2245-р. Об утверждении концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 г. и плана мероприятий по ее реализации. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71985098/ (дата обращения: 09.11.2020).
  6. Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика: монография / Л.П. Сергиенко. – Москва: Советский спорт, 2013. – 1048 с.
  7. Тимакова Т.С. Факторы спортивного отбора, или Кто становится олимпийским чемпионом: монография / Т.С. Тимакова. – М.: Советский спорт, 2018. – 288 с.
  8. Филиппович В.И. О принципах спортивной ориентации детей и подростков в связи с возрастной изменчивостью структуры двигательных способностей / В.И. Филиппович, И.М. Туревский // Теория и практика физ. культуры. – 1977. – № 4. – С. 39–44.
  9. Яковлев В.Л. Спортивная ориентация юных легкоатлетов в учебных группах начальной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.Л. Яковлев. – Санкт-Петербург, 1990. – 23 с.