Просоциальные потребности и опыт будущих учителей физической культуры в процессе профессионального воспитания в вузе

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.И. Ерошенкова1
Доктор педагогических наук, профессор И.Ф. Исаев1
Доктор педагогических наук, профессор И.В. Ирхина1
Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Ирхин1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Цель исследования – выявление просоциальных потребностей и опыта будущих учителей физической культуры в процессе профессионального воспитания в вузе.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе факультета физической культуры НИУ «БелГУ» в 2021 г. при участии 87  студентов педагогических направлений подготовки на основе онлайн-опроса «Просоциальные практики будущего педагога» (Е.И. Ерошенкова), применения методик «Социальные нормы просоциального поведения» (И.А. Фурманов, Н.В. Кухтова), «Измерение просоциальных тенденций» (Г. Карло и Б.А. Рэндалл), анкеты «Тактики накопления социального капитала» (А.Л. Свенцицкий, Т.В. Казанцева).
Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что студенты в процессе профессионального воспитания в вузе приобрели просоциальный опыт участия в практиках шефства, тьюторства, волонтерства; расширили «просоциальную» сеть оказания помощи другим людям; повысили степень просоциальной активности в спортивной, досуговой, образовательно-развивающей, здоровьеориентированной деятельности. В процессе обучения в вузе при общении с преподавателями и студентами будущие учителя физической культуры предпочитают использовать тактики «выражения симпатии», «открытости», «содействия».

Ключевые слова: будущий учитель физической культуры, просоциальные потребности и опыт, профессиональное воспитание в вузе.

Литература

  1. Ерошенкова, Е.И. Просоциальная направленность педагогической деятельности в современной науке и образовании: от сущности к содержанию / Е.И. Ерошенкова // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2019. – Т.5, №2. – С. 3-16.
  2. Ерошенкова, Е.И. Просоциальная компетентностная модель будущего педагога / Е.И. Ерошенкова, И.С. Шаповалова, Е.А. Карабутова и др. // Образование и наука. – 2022. – 24 (2). – С. 11–47. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-11-47.
  3. Молчанова, Н.В. Тренинг просоциального поведения: Практическое пособие / Н.В. Молчанова, В.В. Гриценко. – Смоленск: Маджента, 2013. – 88 с.
  4. Свенцицкий, А.Л. Повседневное просоциальное поведение личности как накопление социального капитала / А.Л. Свенцицкий, Т.В. Казанцева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. – 2015. – Вып. 2. – C. 45-55.