Феномен соревновательности в культурологическом понимании современного спорта
ˑ:
В настоящее время практически на глазах одного поколения спорт из маргинальной деятельности спортсменов‑любителей вырос в мощную индустрию шоу-бизнеса. Спорт по количеству зрителей превратился в несомненного лидера массовой зрелищной культуры современного общества. Спортивное зрелище создает новое эстетическое восприятие, вызывает у зрителя массу различных эмоций, подогревая интерес к букмекерским ставкам.
Соревновательное начало, нацеленность на достижение победы, установление рекорда является главной отличительной характеристикой спорта от культуры физической, где соревновательный метод – лишь один из способов повышения интереса и мотивации занимающихся к физической активности.
Известно, что соревнование – это прежде всего соперничество, организованное по заранее сформированным правилам, в процессе которого действия участников, имеющих примерно одинаковый уровень подготовленности, унифицированы; условия их выполнения и оценивание осуществляются по установленному регламенту. Для соревновательной деятельности ярко выраженной направленностью является достижение наивысшего результата в условиях противоборства, борьбы, поединка, игрового соперничества, что позволяет выявить и сравнить способности соревнующихся, содействуя тем самым их дальнейшему развитию и совершенствованию. Таким образом, становится понятен механизм перехода соревновательной в человекотворческую и созидательную деятельность, как убедительную трансляцию культурного содержания спорта.
Высоким уровнем притязаний спортсмена можно объяснить отличительные черты спортивной подготовки от общефизической: целевая направленность, задачи, состав средств и методов, структура этапов и циклов подготовки, система комплексного контроля и управления.
В процессе подготовки к соревнованиям устремленность к высшим достижениям предусматривает последовательные действия спортсмена по преодолению достигнутого уровня своих возможностей. При этом важно найти грань между оптимальным построением процесса тренировки, ориентированного на достижение максимального эффекта в противовес форсированной подготовке, направленной на достижение ближайшей цели, как правило, достигнутой в ущерб здоровью спортсмена и преждевременному окончанию его спортивной карьеры.
Соревновательная деятельность реализует и социокультурные функции: создает условия для самореализации занимающихся, активизируя внутренний потенциал спортсмена и содействуя формированию таких личностных качеств, как дисциплинированность, воля, самостоятельность. Феномен соревновательности создает предпосылки для развития познавательной активности спортсмена, проявления творчества и креативности в организации тренировочного процесса, содействует социализации атлетов, вовлекает их в межличностное взаимодействие, коммуникацию в профилактике вредных привычек.
Рассмотрение соревновательности в контексте философских подходов показывает, что самоопределение личности в спорте означает, по сути определение «Себя» по отношению к «Другому» в сравнении «Я» – «Другой», которое присутствует во всех сферах человеческого бытия. Однако именно в спорте оно выражено наиболее отчетливо, по-существу, раскрывает понимание данного соотношения: кто «Я» в сравнении с «Другим»? Таким образом, определяется субъектность соревновательной деятельности: выявление социального образца-идеала, имеющего значение для другого. При этом субъект, реализуя собственные цели и интересы в условиях соревнований, может рассматриваться как неповторимая личность, причастная к спортивному сообществу.
Осмысление проблемы соотношения феноменов физической культуры и спорта в контексте соревновательности раскрывают авторы первой статьи «Перспективы» профессор М. А. Маниковская, доценты Л. В. Бянкина и Д. В. Чилигин (Хабаровск). Анализ существующего состояния дает основание авторам выделить различие моделей соотношения физической культуры и спорта:
на уровне обыденного сознания данные феномены зачастую не различаются;
в учебниках и справочной литературе спорт рассматривается как часть физической культуры;
социологическое знание выявляет явные различия физической культуры и спорта в социальных функциях, проявляющихся в дуализме приоритетов целевых установок на оздоровление и соревновательность.
Соотношение физической культуры и спорта, длительное время расматривавшееся в парадигме «целое – часть», в настоящее время оказалось несостоятельным по причине разительной трансформации современного спорта. Убедительным свидетельством радикальных перемен в этой области является стратегическое выделение разновидностей спорта в такие, как спорт высших достижений, массовый, профессиональный спорт, киберспорт.
Спорт в нынешнем виде детерминирует разногласие теоретиков и экспертов относительно его определения по отношению к физической культуре. По нашему мнению, на сегодняшний день актуальным для обоснования социокультурной функции спорта является проблема развития спортивной культуры, эффективное формирование которой возможно в условиях соревновательной деятельности. Вместе с тем, «большой» спорт удаляется от культуры, демонстрируя предельные возможности человека в достижении рекордов, использующих наиболее репрессивные способы спортивной подготовки атлетов. Спорт, ставший сферой зрелищ и развлечений для неспортивной публики, сексуальной сублимацией, поддержкой политических амбиций правителей, бизнес-структур, искажает суть и культурологический смысл соревновательной деятельности.
В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на ситуацию непрерывных инноваций в спорте, требуется смена традиционной парадигмы аналитики существующего ныне соотношения физической культуры и спорта в сторону осмысления социокультурного содержания феномена соревновательности.
Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск новой методологии спортивной науки в обосновании соотношения феноменов спорта и культуры физической.
Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева