Оценка профессионально-прикладной физической подготовленности юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени

ˑ: 

А.В. Кашина1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Фендель1
1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, Чайковский

Цель исследования – оценить профессионально-прикладную физическую подготовленность юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 174 юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени, оканчивающих 9-й класс специальных (коррекционных) школ Пермского края. Оценку профессионально-прикладной физической подготовленности осуществляли при помощи метода контрольных испытаний. Перечень испытаний был определен в соответствии с рабочей программой по адаптивному физическому воспитанию, разработанной на основе требований ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Результаты исследования и выводы. К наиболее значимым для юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени физическим качествам, детерминирующим успешность осуществления ими профессиональной деятельности, относятся: силовая выносливость и координационные способности. Формированию этих физических качеств будет способствовать методика профессионально-прикладной физической подготовки на основе использования упражнений с тренажерами BOSU и Super Pump.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, интеллектуальные нарушения, профессионально-прикладная физическая подготовка, силовая выносливость, координационные способности.

Литература

  1. Ермаков, С.Н. Профессионально-ориентированная физическая подготовка учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.Н. Ермаков. – Хабаровск. – 2005. – 28 с.
  2. Васянина, И.И. Организация и содержание физкультурно-оздоровительного направления внеурочной деятельности по физической культуре учащихся с легкой умственной отсталостью: дис. … канд. пед. наук / И.И. Васянина. – Владивосток. – 2016. – 196 с.
  3. Зак, Г.Г. Профильная трудовая подготовка обучающихся с умственной отсталостью: история, современность, перспективы / Г.Г. Зак // Специальное образование. – 2020. – № 2. – С. 42–50.
  4. Капланская, Е.И. Профессиональная ориентация детей инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда: учебно-методическое пособие для педагога специальных (коррекционных) образовательных учреждений по профессиональной ориентации детей-инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда / Е.И. Капланская, А.Г. Галле, Г.А. Головина. – М.: АНО Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты. – 2010. – 72 с.
  5. Кашина, А.В. Профессионально-ориентированный подход в физическом воспитании обучающихся с легкой степенью нарушения интеллекта / А.В. Кашина, И.С. Мальцева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: Российский журнал физического воспитания и спорта. – 2021. – Т. 16. – № 3. – С. 80–84.
  6. Старобина, Е.М. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод. пособие / под ред. Е.М. Старобиной. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. – 2007. – 304 с.