Конверсия спортивных технологий в системе спортизированного физического воспитания

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доктор биологических наук, профессор К.Д. Чермит1
Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор С.Д. Неверкович2
Кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Заболотний1
Доктор педагогических наук, профессор С.М. Ахметов3
1Адыгейский государственный университет, Майкоп
2Российский государственный университет физической культуры, спорта молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
3Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Цель исследования – предиктивный анализ развития спортивно-ориентированного направления физического воспитания в России в историческом аспекте.
Результаты исследования и выводы. Доказано, что спортивно-ориентированное физическое воспитание является востребованным направлением развития отечественной теории физической культуры, которое позволяет системно использовать ценности спорта для решения задач физического воспитания личности, формирования личностной физической культуры занимающихся.
Выявлена степень изученности важных вопросов системы спортивно-ориентированного физического воспитания, таких как определение принципов и технологий использования спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе и ее процессуальные составляющие; вопросы нормативного правового регулирования данного направления физической культуры; способы использования спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и других ценностей спорта в образовательном и воспитательном процессе физического воспитания с целью формирования физической культуры личности занимающихся.
Подтверждается высокая статусная значимость спортивно-ориентированного физического воспитания как самостоятельного и системообразующего направления физического воспитания населения.

Ключевые слова: научное наследие В.К. Бальсевича, конверсия, спортивные технологии, спортивно-ориентированное физическое воспитание, ценности спорта, физическое воспитание личности, спортивная культура личности.

Литература

  1. Бальсевич, В.К. Теория и технология спортивно-ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 5. – С. 50–53.
  2. Бальсевич, В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 5. – С. 19.
  3. Бальсевич, В.К. Конверсия основных положений спортивной тренировки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко // Теория и практика физ. культуры. – 1997. – № 6. – С. 15–25.
  4. Бальсевич, В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физкультурного воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. – 1993. – № 4. – С. 21–22.
  5. Бурцев, В.А. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.И. Алексеева // Фундаментальные исследования. – 2015. – №  2-21. – С. 4750–4754.
  6. Костюнина, Л.И. Спортивная культура в контексте требований ФГОС нового поколения / Л.И. Костюнина, Л.А. Парфенова // Спортивно ориентированное физическое воспитание – новая педагогическая технология XXI века: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (4 апреля 2014 г.) /под ред. К.В. Чедова, Д.В. Фонарева. – ФГБОУ ВПО ЧГИФК, Чайковский: ФГБОУ ВПО ЧГИФК, 2014. – С. 112–116.
  7. Лубышева,  Л.И. Современная спортивная наука: от стагнации к новой парадигме развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – № 5. – 2017. – С. 3–5.
  8. Лубышева, Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – № 4. – С. 2–6.
  9. Лубышева, Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе / Под общ. ред. Л.И. Лубышевой. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009. – 168 с.
  10. Лубышева, Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский и др. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. – 200 с.
  11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания: учебник для институтов физкультуры: В 2 т. / под общей ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – Т. 1. – 304 с.
  12. Мухаев С.В. Конверсия наукоемких спортивных технологий как механизм модернизации систем спортивной тренировки / С.В. Мухаев, Л.А. Семенов // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 5. – С. 6–8.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).