Цифровая трансформация профессий в отрасли «Физическая культура и спорт»

ˑ: 

Кандидат педагогических наук А.В. Ермаков1
Кандидат педагогических наук Е.Н. Скаржинская1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Новоселов2
1Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ВНИИФК), Москва
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – выявление трендов изменения профессиональных треков под воздействием цифровой трансформации экономики и реализации «data-driven» подхода (принятия управленческих решений на основе анализа данных) специалистов отрасли «Физическая культура и спорт» (ФКиС).
Методика и организация исследования. В рамках деятельности по созданию фондов оценочных средств компетенций работников физкультурно-спортивной сферы был проведен контент-анализ более 135 000 источников (в том числе научных работ и содержания объявлений о вакансиях спортивных организаций стран Европы, Северной и Южной Америки) с использованием специализированных цифровых сервисов.
Результаты исследования и выводы. В международной практике в отрасли ФКиС востребованы кадры, имеющие цифровые компетенции. При подготовке кадров физкультурно-спортивной сферы рекомендуется реализовывать такие дисциплины (модули), как: «SMM в спорте», «SRM спортивных организаций», «Цифровой маркетинг в спорте», «Искусственный интеллект в физкультурно-спортивной деятельности», «Цифровые технологии в спорте». Перспективно внедрение образовательных модулей по направлениям: «Анализ данных в спортивной практике», «Искусственный интеллект и машинное обучение в спорте», «Управление цифровыми проектами в сфере спорта», «Большие данные (с применением технологий искусственного интеллекта)» и т.п.

Ключевые слова: цифровизация, компетенции цифровой экономики, спорт, физическая культура, цифровой след, спортивный судья, тренер, спортивный агент, руководитель спортивной организации.

Литература

  1. Горбаченко А.Ф., Скаржинская Е.Н. Профессии будущего: компьютерный спорт как индустрия информационного общества // Материалы науч.-практ. конференции с международным участием. «Управление в сфере науки, образования и технологического развития». 2016. С. 115–119.
  2. Ермаков А.В., Скаржинская Е.Н. Цифровые технологии в спорте как инструмент воспитания // Физическая культура и спорт в XXI веке: Актуальные проблемы и их решения. 2020. С. 189–193.
  3. Ермаков А.В., Скаржинская Е.Н., Сарафанова Е.А. Физкультурно-спортивное образование – педагогика на основе больших данных. В сборнике: Большие данные в образовании: анализ данных как основание принятия управленческих решений. Сборник научных статей I Международной конференции. 2020. С. 313–323.
  4. Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт. М.: Физкультура и спорт, 1969. 200 с.
  5. Иорданская Ф.А. Цифровые технологии в мониторинге тренировочных и дистанционных процессов подготовки спортсменов и лиц, занимающихся физкультурой // Вестник спортивной науки. 2020. №. 3. С. 31–44.
  6. Кукушкин А.А., Новоселов М.А. Модель системы оценки физической подготовленности школьников младших классов с использованием сенсорных визуализаторов // Сборник трудов студентов и молодых ученых ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ. 2014. С. 70–71.
  7. Новоселов М., Филатов С. Специализированное программное обеспечение психодиагностики и коррекции функционального состояния спортсменов // Спортивный психолог. 2004. №. 1. С. 87–90.
  8. Программа «Event-продюсер (киберспорт)» URL: https://cat.2035.university/rall/course/6408/?project_id=27&keywords=eve... (дата обращения 10.06.2021).
  9. Программа «SMM в киберспорте» URL: https://cat.2035.university/rall/course/6406/?project_id=27&keywords=smm... (дата обращения 10.06.2021).
  10. Программа «Цифровой маркетинг в спорте»: URL: https://cat.2035.university/rall/course/6492/?project_id=27&keywords=%D1... (дата обращения 10.06.2021).