Всемирные студенческие игры в актуализации ресурсного потенциала студенчества

ˑ: 

Кандидат педагогических наук Е.А. Шурманов1
Кандидат социологических наук, доцент Д.Ю. Нархов1
Кандидат социологических наук, доцент Е.Н. Нархова1
Кандидат педагогических наук, доцент И.М. Добрынин1
1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

Цель исследования – выявление факторов мотивации в реализации культурного потенциала студенчества при подготовке к Универсиаде-2023.
Методика и организация исследования. В ходе научной работы проведены электронное анкетирование по репрезентативной выборке (N=333) и контент-анализ персональных страниц социальной сети ВКонтакте (N=368) студентов 18 вузов Свердловской области гражданской направленности в декабре 2020 – январе 2021 гг. Базовые индикаторы – структура ценностных ориентаций, личных и социальных проблем, формы вовлеченности в занятия физической культурой и спортом, их связь с отношением студентов к предстоящей Универсиаде-2023 и оценкой степени ее значимости для страны и региона.
Результаты исследования и выводы. Одними из важных условий и факторов являются отношение, степень вовлечения студенческой общности в процесс подготовки к предстоящему событию, степень заинтересованности, степень активности участия. Исходя из ответов в группах по полу, можно предположить, что женщинам будут интересны проекты, связанные с международным сотрудничеством, мужчинам – тематика продвижения инфраструктуры физической культуры и спорта, проекты по вовлечению молодежи в занятия физической культурой – и тем, и другим в равной степени. Основным результатом Всемирных студенческих игр должно быть формирование мировоззренческих установок «физическая культура – норма жизни» и самореализации культурного потенциала на своей Родине.

Ключевые слова: Всемирные студенческие игры, студенчество, культурный потенциал, самореализация, ресурс, физическая культура, спорт, гендер.

Литература

  1. Банникова Л.Н. Студент 1995–2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: монография / Л.Н. Банникова [и др.]; под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. – Екатеринбург: УрФУ, 2017. – 904 с.
  2. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практика: перевод с французского языка / П. Бурдье; составитель Н.А. Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. – 576 с.
  3. Докторович А.Б. Социальный потенциал как предмет системного исследования // Россия и современный мир. – 2007. – № 3 (56). – С. 179–189.
  4. Зборовский Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности / Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. – 2010. – № 4 (312). – С. 3–12.
  5. Нархов Д.Ю. Развитие физической культуры студентов в цифровом социокультурном пространстве / Д.Ю. Нархов, Е.Н. Нархова, Е. С. Кириллов и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 2. – С. 65-67.